ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
37
авторских предпочтений , его симпатий и антипатий , «подтекста», отношения
к другим романам и вообще к другим текстам, и т. д .
Термины «интертекст» , «интертекстуальность» были введены в 1967 г. Юлией
Кристевой , французской исследовательницей (болгарского происхождения).
Классическую формулировку этим понятиям придал Ролан Барт: «Каждый
текст является интертекстом ; другие тексты присутствуют в нем на различных
уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей
культуры и тексты окружающей культуры . Каждый текст представляет собой
новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов , формул,
ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т . д . - все они
поглощены текстом и перемешаны в нем , поскольку всегда до текста и вокруг
него существует язык». Под влиянием теоретиков структурализма и
постструктурализма (в области литературоведения в первую очередь Ж .
Дерриды и др.) сознание человека было отождествлено с письменным текстом
как якобы единственным более или менее достоверным способом его
фиксации. В конечном же счете как текст стало рассматриваться все:
литература , культура , общество, история, сам человек . Положение, что история
и общество являются тем , что может быть "прочитано" как текст, привело к
восприятию человеческой культуры как единого "интертекста ". Важным
последствием уподобления сознания тексту было "интертекстуальное"
растворение суверенной субъективности человека в текстах-сознаниях ,
составляющих "великий интертекст" культурной традиции».
Инфосфера - информационные структуры , системы и процессы в науке и
обществе. Данная линия развития семиотики идет от науки и техники (см . И . Б.
Новик , А. Ш . Абдуллаев . «Введение в информационный мир». - М .: Наука,
1991). Инфосфера восходит к ноосфере — термину, который был введен в
научное обращение в 20-х годах нынешнего века П . Тейяром де Шарденом и Э .
Леруа (Франция) и независимо от них В . И . Вернадским».
Семиотика расширяется в новую сферу - исследование культурных концептов ,
или концептологию. Концепты , по Ю .С. Степанову, - понятия наиболее общего
порядка, являющиеся ценностями данной культуры и человеческой культуры
вообще («Закон», «Справедливость», «Любовь», «Вера», «Семья», «Общество» ,
«Цивилизованное общество» , «Правда, истина», «Правосудие, суд», «Безза-
коние» , «Ненависть», «Хаос», «Террор» и т. п. В отличие от просто понятий ,
которые определяются в системах частных наук и в общем виде в логике,
концепты не только определяются, но и переживаются, — они имеют
эмоциональную и художественную компоненту . Учение о концептах должно
следовать за семиотикой интертекста : оно расширяет последнюю в сферу
лексикона («парадигматики»). (Подобно тому, как сорок лет назад работа К .
Леви- Стросса расширила в том же направлении концепцию В . Я . Проппа.)
Поскольку семиотика есть наиболее структурированная часть информационной
сферы , то обнаруживаются ли какие- либо явления, аналогичные высказыванию
в языке, за пределами языка и языкоподобных систем — в природе? Ответ
положительный, и он лежит в сфере синергетики, исследующей особо
сложные процессы в культуре, обществе и природе, связанные с проявлениями
37 авторск их пред п очтений , егосимпатий и антипатий , «под тек ста», отнош ения к д ругим романам и вообщ ек д ругим тек стам, и т. д . Т ермины «интертек ст», «интертек стуальность» бы ли введ ены в 1967 г. Ю лией К ристевой , ф ранцузск ой исслед овательницей (болгарск ого п роисхожд ения). К лассическ ую ф ормулировк у этим понятиям прид ал Ролан Барт: «К ажд ы й тек ст является интертек стом; д ругиетек сты присутствую т в нем на различны х уровнях в более или менее узнаваемы х ф ормах: тек сты пред ш ествую щ ей к ультуры и тек сты ок ружаю щ ей к ультуры . К ажд ы й тек ст пред ставляет собой новую тк ань, сотк анную из стары х цитат. О бры вк и к ультурны х к од ов, ф ормул, ритмическ их струк тур, ф рагменты социальны х ид иом и т. д . - все они п оглощ ены тек стом и перемеш аны в нем, поск ольк у всегд а д отек ста и вок руг него сущ ествует язы к ». П од влиянием теоретик ов струк турализма и постструк турализма (в области литературовед ения в первую очеред ь Ж . Д еррид ы и д р.) сознаниечеловек а бы лоотожд ествленос письменны м тек стом к ак як обы ед инственны м более или менее д остоверны м способом его ф ик сации. В к онечном же счете к ак тек ст стало рассматриваться все: литература, к ультура, общ ество, история, сам человек . П оложение, чтоистория и общ ествоявляю тся тем, чтоможет бы ть "прочитано" к ак тек ст, привелок восп риятию человеческ ой к ультуры к ак ед иного "интертек ста". В ажны м послед ствием уп од обления сознания тек сту бы ло "интертек стуальное" растворение суверенной субъек тивности человек а в тек стах-сознаниях, составляю щ их "велик ий интертек ст" к ультурной трад иции». Инф о сф ера - инф ормационны е струк туры , системы и процессы в наук е и общ естве. Д анная линия развития семиотик и ид етотнаук и и техник и (см. И . Б. Н овик , А. Ш . Абд уллаев. «В вед ение в инф ормационны й мир». - М .: Н аук а, 1991). Инф о сф ера восход ит к но о сф ере — термину, к оторы й бы л введ ен в научноеобращ ениев 20-х год ах ны неш неговек а П . Т ей яром д еШ ард еном и Э . Л еруа (Ф ранция) и независимоотних В . И . В ернад ск им». С емиотик а расш иряется в новую сф еру - исслед ованиек ультурны х к онцептов, или к о нцепт о ло гию. К онцепты , поЮ .С . С тепанову, - понятия наиболееобщ его поряд к а, являю щ иеся ценностями д анной к ультуры и человеческ ой к ультуры вообщ е(«Зак он», «С правед ливость», «Л ю бовь», «В ера», «С емья», «О бщ ество», «Ц ивилизованное общ ество», «П равд а, истина», «П равосуд ие, суд », «Безза- к оние», «Н енависть», «Х аос», «Т еррор» и т. п. В отличиеот простопонятий , к оторы е оп ред еляю тся в системах частны х наук и в общ ем вид е в логик е, к онцеп ты не тольк о опред еляю тся, но и переж ив ают ся, — они имею т эм о цио нальну ю и ху до ж ест в енну ю к омпоненту. У чениеок онцеп тах д олжно след овать за семиотик ой интертек ста: оно расш иряет послед ню ю в сф еру лек сик она («парад игматик и»). (П од обнотому, к ак сорок лет назад работа К . Л еви-С тросса расш ирила в том женаправлении к онцепцию В .Я .П роппа.) П оск ольк у семиотик а есть наиболееструк турированнаячасть инф ормационной сф еры , тообнаруживаю тся ли к ак ие-либоявления, аналогичны евы ск азы ванию в язы к е, за пред елами язы к а и язы к опод обны х систем — в природ е? О твет положительны й , и он лежит в сф ере синергет ик и, исслед ую щ ей особо сложны епроцессы в к ультуре, общ ествеи природ е, связанны ес проявлениями