Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

36
нонконформисты получили доступ к общественности и существенным
образом изменили иерархию советского изобразительного искусства .
Знаковость данных явлений в том , что так называемые идеологически и
эстетически "чуждые" тексты были "чуждыми", потому что представляли
позицию , отличную от официальной доктрины . Занимая снова свое место в
жизни, они оказываются в качестве - чаще всего запоздалых - исторических
интерпретаций системы потенциалом новых идей , мощным во многих
отношениях и труднооценимым в отдаленных последствиях его воздействия.
Они несут не доступную до того в общественной сфере интерпретацию
социально-политической предыстории современного состояния, а также ее ран-
ние идеологические трактовки, эти "чуждые" тексты косвенно или прямо
оказываются в оппозиции к сегодняшним возможным социально-политическим
высказываниям , объяснениям или попыткам оправдания. К тому же они
вскрывают, делая доступными сознанию , манипуляции, осуществлявшиеся
тогда, когда их замалчивали.
Подобные "культурные события" делают очевидным, как через эти события, а
также сопровождающие их изменения оценок , количественные и качественные
изменения, возникают новые культурные системы с повышенной динамикой ,
системы , все больше отдаляющиеся от управления из одного- единственного
центра власти , приобретая тем самым характер "национальных культур нового
типа".
Соотношение "советской системы " и "национальных государств " в области
культуры применительно к последним четырем десятилетиям может быть
охарактеризовано на основе понятий захвата и обеспечения власти лишь в осо-
бых, ограниченных условиях . Чтобы понять его во всей широте в период с 1945
г. по конец 80-х годов , следует не только интерпретировать это соотношение
как взаимодействие, но и дополнить его понятием культурной интерференции
явлений культурного разнообразия, возникшего в результате формирования
национальной специфики отдельных государств , разнообразия, частично
разрушающего создаваемое единство "власти " и "культуры " и ведущего к
противопоставлению "власти " и "культуры ".
4. Расширение семиотики.
Интертекст . После ряда предшествующих достижений семиотики,
зафиксированных в ключевых терминах (семантика, синтактика,
прагматика, высказывание и т. д .) схематически имело место такое её развитие:
высказывание => текст => дискурс => интертекст и инфосфера. Текст
можно определить путем расширения как связную совокупность высказываний ,
а дискурс как такое расширение, при котором выявляется и подчеркивается
помимо линейного расширения («on line») его парадигматический аспект («off
line»). Текст, например текст романа , является с этой точки зрения именно
текстом , связной совокупностью высказываний , а дискурсом романа будет
картина мира , создаваемая посредством этого текста , вплоть до «идеологии»,
                                           36
нонк онф ормисты получили д оступ к общ ественности и сущ ественны м
образом изменили иерархию советск огоизобразительногоиск усства.
Знак овость д анны х явлений в том, что так назы ваемы е ид еологическ и и
эстетическ и "чужд ы е" тек сты бы ли "чужд ы ми", потому что пред ставляли
позицию , отличную от оф ициальной д ок трины . Занимая снова свое место в
жизни, они ок азы ваю тся в к ачестве- чащ евсегозапозд алы х - историческ их
интерпретаций системы потенциалом новы х ид ей , мощ ны м во многих
отнош ениях и труд нооценимы м в отд аленны х послед ствиях еговозд ей ствия.
О ни несут не д оступную д о того в общ ественной сф ере интерпретацию
социально-политическ ой пред ы стории современногосостояния, а так жеееран-
ние ид еологическ ие трак товк и, эти "чужд ы е" тек сты к освенно или прямо
ок азы ваю тся в оп позиции к сегод няш ним возможны м социально-политическ им
вы ск азы ваниям, объяснениям или попы тк ам оп равд ания. К тому же они
вск ры ваю т, д елая д оступны ми сознанию , манипуляции, осущ ествлявш иеся
тогд а, к огд а их замалчивали.
П од обны е"к ультурны есобы тия" д елаю т очевид ны м, к ак через эти собы тия, а
так жесоп ровожд аю щ иеих изменения оценок , к оличественны еи к ачественны е
изменения, возник аю т новы ек ультурны есистемы с повы ш енной д инамик ой ,
системы , все больш е отд аляю щ иеся от управления из од ного-ед инственного
центра власти, приобретая тем самы м харак тер "национальны х к ультур нового
типа".
С оотнош ение "советск ой системы " и "национальны х госуд арств" в области
к ультуры применительно к п ослед ним четы рем д есятилетиям может бы ть
охарак теризованона основепонятий захвата и обеспечения власти лиш ь в осо-
бы х, ограниченны х условиях. Ч тобы понять егововсей ш иротев период с 1945
г. пок онец 80-х год ов, след ует нетольк оинтерп ретировать этосоотнош ение
к ак взаимод ей ствие, нои д ополнить егопонятием к ультурной интерф еренции
явлений к ультурного разнообразия, возник ш его в результате ф ормирования
национальной специф ик и отд ельны х госуд арств, разнообразия, частично
разруш аю щ его созд аваемое ед инство "власти" и "к ультуры " и вед ущ его к
противопоставлению "власти" и "к ультуры ".

                            4. Р ас ш ирение с ем иот ик и.

Инт ерт ек ст . П осле ряд а пред ш ествую щ их д остижений                 семиотик и,
заф ик сированны х в к лю чевы х терминах (сем ант ик а,                  синт ак т ик а,
прагм ат ик а, в ы ск азы в ание и т. д .) схематическ и имеломестотак оееё развитие:
в ы ск азы в ание => т ек ст => диск урс => инт ерт ек ст и инф о сф ера. Т ек ст
можноопред елить п утем расш ирения к ак св язну ю со в о к у пно ст ь в ы ск азы в аний ,
а диск у рс к ак так ое расш ирение, при к отором вы является и п од черк ивается
помимолиней ногорасш ирения («on line») егоп арад игматическ ий аспек т («off
line»). Т ек ст, например тек ст романа, является с этой точк и зрения именно
тек стом, связной совок упностью вы ск азы ваний , а диск у рсо м романа буд ет
к артина мира, созд аваемая посред ством этоготек ста, вплоть д о«ид еологии»,