Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
глазах создается единый информационный мир , подобный
единому миру природы вокруг нас. Но в его единстве сохраняются следы
первоначальной двойственности , с одной стороны , мира художественной
литературы , с его собственным единством в виде литературно- художественной
интертекстуальности, интертекста, и, с другой , мира науки и техники,
также с его собственным единством в виде национальных и транснациональных
систем научно -технической информации, т. е. инфосферы .
Существуют онтологическая реальность (изначально существующая вне нас) и
семиотическая (создаваемая людьми в процессе познания реальности первого
вида). Содержанием второй реальности являются знаки и знаковые системы ,
составляющие предмет изучения семиотики.
Семиотическая реальность не полностью совпадает с процессом познания, хотя
и является его неизбежным результатом . В своих усилиях по познанию
онтологической реальности люди научились использовать инструментарий
многочисленных отраслей знания, оформленных в виде отдельных наук
(методы для наблюдения над разными феноменами действительности ,
экспериментирования над ними, формулирования выводов с применением по-
нятийного аппарата различных наук ).
В задачи семиотики входит обобщение полученных другими науками знаковых
результатов , их анализ собственными средствами и представление полученных
выводов для использования в любой области знания.
Семиотика должна изучать и изучает продольный срез всех результатов
познавательной деятельности человека в знаковом исполнении этой
деятельности силами разных наук.
Семиотика - наука вторичная, но не в том смысле, что она менее значима, а в
том , что для своих разработок она использует результаты , полученные в сфере
иных наук . Таким образом , семиотика - интердисциплинарная сфера .
2. Развитие представлений о знаках и языках как знаковых системах (к
вопросу об истории становления семиотики как науки)
- Платон: сравнивает язык с инструментом
- Аристотель: имена и названия не связаны с природой вещей , они возникают
в результате соглашения
- Средние века: теория божественного происхождения языка
- XVII нач. XVII в .: рационализм
- Рене Декарт (1596 - 1650): конечная цель познания в господстве человека
над силами природы, в открытии и изобретении техн. средств, в понимании
причин и действий , в усовершенствовании самой природы человека.
Предпосылка для развития языка как орудия мышления человека - в его
врожденных идеях и представлениях картезианство
- Джон Локк (1632-1704): врожденных идей не существует ; всё человеческое
знание происходит из опыта внешнего (ощущения) и внутреннего
( рефлексии) сенсуализм
                                            4
глазах           созд ается          едины й инф о рм ацио нны й     м ир , под обны й
ед иному миру природ ы вок руг нас. Н о в его ед инстве сохраняю тся след ы
первоначальной д вой ственности, с од ной стороны , мира худ ожественной
литературы , с егособственны м ед инством в вид елитературно-худ ожественной
инт ерт ек ст у ально ст и, инт ерт ек ст а, и, с д ругой , мира наук и и техник и,
так жес егособственны м ед инством в вид енацио нальны х и т ранснацио нальны х
сист ем нау чно -т ехническ о й инф о р м ации, т. е. инф о сф еры .
С ущ ествую то нт о ло гическ ая реально ст ь (изначальносущ ествую щ ая вненас) и
сем ио т ическ ая (созд аваемая лю д ьми в процессепознания реальности первого
вид а). С од ержанием второй реальности являю тся знак и и знак о в ы е сист ем ы ,
со ст ав ляющие предм ет изу чения сем ио т ик и.
С емиотическ ая реальность неп олностью совп ад аетс п роцессом п ознания, хотя
и является его неизбежны м результатом. В своих усилиях по п ознанию
онтологическ ой реальности лю д и научились использовать инструментарий
многочисленны х отраслей знания, оф ормленны х в вид е отд ельны х наук
(метод ы д ля наблюдения над разны ми ф еноменами д ей ствительности,
эк сперим ент иро в ания над ними, ф о рм улиро в ания в ы в о до в с применением по-
нятий ногоап парата различны х наук ).
 В зад ачи семиотик и вход итобобщ ениеполученны х д ругими наук ами знак овы х
результатов, их анализ собственны ми сред ствами и п ред ставлениеполученны х
вы вод ов д ляисп ользованияв лю бой области знания.
 С ем ио т ика д о л ж на изуча т ь и изуча ет про д о л ьны й срез всех резул ьт а т о в
по зна ва т ел ьно й д еят ел ьно ст и чел о века в зна ко во м испо л нении эт о й
д еят ел ьно ст исил а м ира зны хна ук.
С емиотик а - наук а вторичная, нонев том смы сле, чтоона менеезначима, а в
том, чтод ля своих разработок она использует результаты , полученны ев сф ере
ины х наук . Т ак им образом, семиотик а - интерд исциплинарнаясф ера.

  2. Р азв ит ие п редс т ав лений ознак ах и язы к ах к ак знак ов ы х с ис т ем ах (к
              вопросу об истории становлениясемиотик и к ак наук и)

- П лат о н: сравниваетязы к с инструментом
- А рист о т ель: имена и названиянесвязаны с природ ой вещ ей , они возник аю т
  в результатесоглаш ения
- Средние в ек а: теориябожественногопроисхожд енияязы к а
- XVII –нач. XVII в .: рационализм
- Рене Дек арт (1596 - 1650): к онечная цель познания – в господ ствечеловек а
  над силами природ ы , в отк ры тии и изоб ретении техн. сред ств, в понимании
  причин и д ей ствий , в усоверш енствовании самой природ ы человек а.
  П ред посы лк а д ля развития язы к а к ак оруд ия мы ш ления человек а - в его
  врожд енны х ид еях и пред ставлениях →       к арт езианс т в о
- Дж о н Ло к к (1632-1704): врожд енны х ид ей несущ ествует; всё человеческ ое
  знание происход ит из опы та внеш него (ощ ущ ения)              и внутреннего
  (реф лек сии) → с енсуализм