ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
- Готфрид Лейбниц (1646-1716): создал теорию исторического
происхождения языка, развил учение о происхождении названий =
компромисс между декартовским рационализмом и локковским
сенсуализмом
- XVIII в (2-я пол.) Этьен Кондильяк (1715-1780) развивает сенсуалистическую
теорию познания: все знания и духовные способности человека (мышление,
воображение, память , внимание и т. д .) вышли из ощущений . Предпосылка
правильного мышления – в инстинкте. Мышление базируется на языке,
который изобретают люди для реализации своих мыслительных
способностей . Язык – инструмент анализа наших мыслей
- Нач. XIX в . Вильгельм Гумбольдт (1767 - 1835): язык - не нечто застывшее,
но деятельность, выражающая глубинный дух народа → лингвистический
структурализм
- Фердинанд де Соссюр (1857 - 1913): выделил три основных аспекта
изучения знака и знаковой системы :
синтактика - внутренние, структурные свойства знаковых систем ,
правильность построения знаков → синтаксическое отношение
знаков (отношение знака к знаку: знака “зеленый свет – движение
разрешено” к знаку “красный свет – движение запрещено” )
семантика - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков ) →
семантическое отношение (отношение знака к его десигнату )
прагматика - полезность , ценность знака с точки зрения пользователя -
интерпретатора знака → прагматическое отношение (отношение знака к
интерпретатору) лингвистика - составная часть науки семиологии
(современное название – семиотика), цель которой – изучение природы знаков
и законов , ими управляющих; создание общей теории знаков во всех их формах
и проявлениях . Основные положения семиотической теории Соссюра : 1)
трактовка знака как двусторонней психической сущности : понятие +
акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает
значимость в системе - т.е. когда он занимает определенное место в системе
противопоставлений ; 2) идея произвольности, или немотивированности,
языкового знака; 3) различение синхронии и диахронии; 4) различение langue
(языка как системы) и parole (речевой деятельности); 5) тезис об автономном
существовании языка: «единственным и истинным объектом лингвистики
является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя» .
- Чарльз Пирс (1983 – 1914): был логиком . Пирсу принадлежит разделение
семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на
объект), иконы , или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с
феноменом изображаемой действительности ) и символы (знаки с планом
выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом ). Пирс различал
экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов , к которым
применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия.
В анализе предложения им были введены понятия Субъекта , Предиката и
Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории,
5 - Го т ф рид Лей бниц (1646-1716): созд ал теорию историческ ого происхожд ения язы к а, развил учение о происхожд ении названий = к омпромисс межд у д ек артовск им рационализмом и лок к овск им сенсуализмом - XVIII в (2-я по л.) Эт ьен Ко ндильяк (1715-1780) развиваетсенсуалистическ ую теорию познания: всезнания и д уховны еспособности человек а (мы ш ление, воображение, память, вниманиеи т.д .) вы ш ли из ощ ущ ений . П ред п осы лк а правильного мы ш ления – в инстинк те. М ы ш ление базируется на язы к е, к оторы й изобретаю т лю д и д ля реализации своих мы слительны х способностей . Я зы к – инструментанализа наш их мы слей - Нач. XIX в . Вильгельм Гу м бо льдт (1767 - 1835): язы к - ненечтозасты вш ее, нод еятельность, вы ражаю щ ая глубинны й д ух народ а → лингв ис т ич ес к ий с т рук т урализм - Ф ердинандде Со ссюр (1857 - 1913): вы д елил три основны х аспек та изучениязнак а и знак овой системы : синт а кт ика - внутренние, струк турны есвой ства знак овы х систем, правильность построениязнак ов → синт ак сическ о е о т но ш ение знак о в (отнош ениезнак а к знак у: знак а “зелены й свет– д вижение разреш ено”к знак у “к расны й свет– д вижениезапрещ ено”) сем а нт ика - отнош ениезнак ов к обозначаемому (сод ержаниезнак ов) → сем ант ическ о е о т но ш ение (отнош ениезнак а к егод есигнату) пра гм а т ика - полезность, ценность знак а с точк и зрения п ользователя - интерпретатора знак а → прагм ат ическ о е о т но ш ение (отнош ение знак а к интерпретатору) лингвистик а - составная часть наук и сем ио ло гии (современноеназвание– сем ио т ик а), цель к оторой – изучениеприрод ы знак ов и зак онов, ими уп равляю щ их; созд аниеобщ ей теории знак ов вовсех их ф ормах и проявлениях. О сновны е положения семиотическ ой теории С оссю ра: 1) трак товк а знак а к ак д вусторонней психическ ой сущ ности: понятие + ак устическ ий образ. Знак становится так овы м, к огд а он приобретает значимость в системе- т.е. к огд а он занимает опред еленноеместов системе противопоставлений ; 2) ид ея произвольности, или немотивированности, язы к овогознак а; 3) различениесинхронии и д иахронии; 4) различениеlangue (язы к а к ак системы ) и parole (речевой д еятельности); 5) тезис об автономном сущ ествовании язы к а: «ед инственны м и истинны м объек том лингвистик и являетсяязы к , рассматриваемы й в самом себеи д лясебя». - Ч арльз П ирс (1983 – 1914): бы л логик ом. П ирсу принад лежит разд еление семиотическ их знак ов на индек сы (знак и непосред ственно ук азы ваю щ ие на объек т), ик о ны , или ик оническ иезнак и (знак и с п ланом вы ражения, сход ны м с ф еноменом изображаемой д ей ствительности) и сим в о лы (знак и с планом вы ражения, не соотносящ имся с обозначаемы м объек том). П ирс различал эк стенсионал, т.е. ш ироту охвата понятия (множества объек тов, к к оторы м применимод анноепонятие), и интенсионал, т.е. глубину сод ержания понятия. В анализе пред ложения им бы ли введ ены понятия С убъек та, П ред ик ата и С вязк и; при помощ и понятия С вязк и, играю щ ей важную роль в его теории,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »