Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
Хотя вначале группа московских исследователей занималась разными
областями приложения семиотической теории - в основе московской
лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики,
кибернетики и информатики; для Ю . М . Лотмана ключевым стало понятие
текста (прежде всего, художественного), которое он распространил на
описание культуры в целом , - в дальнейшем ее интересы переключились, в
основном , на семиотический анализ художественного текста и мифологии, что
было названо «вторичными моделирующими системами» (имеется в виду, что
и те и другие строятся на базе языка, который рассматривается как «первичная
моделирующая система»).
Две основные теоретические позиции установка на билатеральность знака в
художественном тексте, где переклички содержательного плана коррелируют с
перекличками в плане выражения, и понимание текста как особым образом
структурированного пространства дали возможность провести ряд новых
исследований текста : было реконструировано особое ментальное пространство
древнего человека, характеризовавшееся неразличением художественного,
исторического и интеллектуального, и названное Вяч . Вс. Ивановым и В.Н.
Топоровым «мифопоэтическим»; работы по реконструкции так называемого
«основного мифа» индоевропейцев , т.е. текста о борьбе антропоморфного
героя с зооморфным противником , об измене жены «громовержца», о потере
ею детей , превращенных в хтонических существ или в растения и т. д .
Разработанный на славянском и балканском материале (работы Иванова,
Топорова, Цивьян и др.), текст мифа прояснил некоторые непонятные места
индоевропейской и славяно-балканской мифологии и дал возможность
интерпретировать некоторые фразеологизмы и обороты .
Особое место занимают работы Топорова по построению так называемого
«гипертекста», надстроенного над совокупностью отдельных произведений
( «Петербургский текст» и др.). Сферу интересов Иванова составили
исследования по асимметрии полушарий , семиотике кино, культуры .
Важный вклад в семиотику сделали Б . А . Успенский , Е .В. Падучева, А .К.
Жолковский , Ю .К. Щеглов и др. Другое направление, связанное с понятием
текста , представлено в работах М .Ю . Лотмана , в которых речь идет о тексте
культуры , а само понятие культуры становится центральным, фактически
вытесняя понятие языка. Культура понимается как знаковая система, по
существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром .
Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем
мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить
такой отбор и структурирование.
В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция,
однако с активным использованием лингвистических методов . Так, можно
говорить о семиотике истории и культуры , основанной на лингвистических
принципах (Т.М . Николаева, Ю .С. Степанов, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, Б .А .
Успенский и др.). Особый интерес представляют рефлексия по поводу
                                              7

 Х отя вначале груп па моск овск их исслед ователей занималась разны ми
областями приложения семиотическ ой теории - в основе моск овск ой
лингвистическ ой трад иции лежали метод ы струк турной лингвистик и,
к ибернетик и и инф орматик и; д ля Ю .М . Ло т м ана к лю чевы м стало понятие
тек ста (п режд е всего, худ ожественного), к оторое он расп ространил на
описаниек ультуры в целом, - в д альней ш ем ееинтересы перек лю чились, в
основном, на семиотическ ий анализ худ ожественноготек ста и миф ологии, что
бы лоназвано«вторичны ми мод елирую щ ими системами» (имеется в вид у, что
и теи д ругиестроятся на базеязы к а, к оторы й рассматриваетсяк ак «первичная
мод елирую щ аясистема»).
Д веосновны етеоретическ иепозиции – установк а на билатеральность знак а в
худ ожественном тек сте, гд еперек личк и сод ержательногоплана к оррелирую тс
перек личк ами в п ланевы ражения, и пониманиетек ста к ак особы м образом
струк турированного пространства – д али возможность провести ряд новы х
исслед ований тек ста: бы лорек онструированоособоементальноепространство
д ревнего человек а, харак теризовавш ееся неразличением худ ожественного,
историческ ого и интеллек туального, и названноеВ яч. В с. И вановы м и В .Н .
Т оп оровы м «миф опоэтическ им»; работы по рек онструк ции так назы ваемого
«основного миф а» инд оевроп ей цев, т.е. тек ста о борьбе антроп оморф ного
героя с зооморф ны м п ротивник ом, об изменежены «громовержца», опотере
ею д етей , превращ енны х в хтоническ их сущ еств или в растения и т.д .
Разработанны й на славянск ом и балк анск ом материале (работы Ив ано в а,
Т о по ро в а, Ц ив ьян и д р.), тек ст миф а прояснил нек оторы енепонятны еместа
инд оевропей ск ой и славяно-балк анск ой миф ологии и д ал возможность
интерпретировать нек оторы еф разеологизмы и обороты .
О собое место занимаю т работы Т опорова по построению так назы ваемого
«гипертек ста», над строенного над совок упностью отд ельны х произвед ений
(«П етербургск ий тек ст» и д р.). С ф еру интересов И ванова составили
исслед ованияпоасимметрии полуш арий , семиотик ек ино, к ультуры .
 В ажны й вк лад в семиотик у сд елали Б .А . У спенск ий , Е .В. П аду чев а, А .К.
Ж о лк о в ск ий , Ю .К. Щ егло в и д р. Д ругоенаправление, связанноес п онятием
тек ста, пред ставленов работах М .Ю . Л отмана, в к оторы х речь ид ет отек сте
к ультуры , а само п онятие к ультуры становится центральны м, ф ак тическ и
вы тесняя п онятие язы к а. К ультура п онимается к ак знак овая система, по
сущ еству являю щ аяся п осред ник ом межд у человек ом и ок ружаю щ им миром.
О на вы п олняет ф унк цию отбора и струк турирования инф ормации овнеш нем
мире. С оответственно, различны е к ультуры могут по-разному производ ить
так ой отбор и струк турирование.
В современной россий ск ой семиотик е преоблад ает именно эта трад иция,
од нак о с ак тивны м использованием лингвистическ их метод ов. Т ак , можно
говорить осемиотик еистории и к ультуры , основанной на лингвистическ их
принципах (Т .М . Ник о лаев а, Ю .С. Ст епано в , Н.И. Т о лст о й , В.Н. Т о по ро в , Б .А .
У спенск ий и д р.). О собы й интерес пред ставляю т реф лек сия по п овод у