Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого
культурного и даже семиотического феномена .
Существенно важными для развития семиотики в России были и есть книги
Ю . С . Степанова (монография Семиотика), а также опубликованная в 1983 с
его составлением , редактированием и вступительной статьей книга - антология,
в которой русский читатель может познакомиться с идеями Ч .С. Пирса, Ч .
Морриса и др.
3. Основные категории семиотики.
Одной из основных категорий мира является информация, наряду с энергией и
материей . Информация в целом то, что придает форму всем вещам и
отношениям , определяет их структуру, поддерживает ее и развивает новые
формы вещей и отношений , для чего используются энергия и материя.
Социальная семантическая информация придает форму обществу, воплощаясь
в человеческом составе (материале) общества и направляя энергию членов
общества . Социальная семантическая информация включает в себя сообщения,
полученные, избранные, хранимые и передаваемые людьми друг другу . Эта
информация семантична , т.е. обладает для человека смыслом (текущим или
историческим ) и направляет действия человека на развитие как отдельной
личности , так и общества в целом . Смысл в социальной информации
обнаруживается в социальной знаковой коммуникации общении с помощью
знаков и знаковых систем .
Знак . Традиционно считается, что это материальный объект, которому при
определенных условиях , образующих знаковую ситуацию , соответствует некое
значение, могущее быть реальной / идеальной вещью /явлением / процессом ,
фантастическим / сказочным существом , абстрактным понятием . Поэтому,
определяя знаки, лучше говорить о чем - то, чье наличие или отсутствие
обозначает , репрезентирует, демонстрирует нечто важное для получения или
обработки информации. Знак в каждом конкретном случае репрезентирует
означаемое по-разному. В естественных системах знак является признаком
чего- то. Термин является признаком характеризует то, каким образом в
естественных системах знак обозначает свой референт.
Образные знаки (иконы ) изображают и отображают, отличаясь от других типов
знаков тем , что связаны со своими референтами по признаку изоморфизма, т.е.
в чем - то повторяя их .
Слова как базисные знаки языковых систем называют, обозначают.
Символы кодируют свои референты для их последующей обработки, например ,
в математических системах.
Иероглиф (как базисный знак систем записи) фиксирует то, что наработано в
различных областях знания. Нотная грамота фиксирует музыку в виде
различных семиотических построений ; буквы фиксируют на письме то, что
иначе могло бы быть только устным текстом ; математические системы записи
фиксируют в виде последовательно развертывающихся вычислений различные
математические выкладки. Ни музыка, ни устная речь, ни математические
вычисления не принадлежат к семиотической деятельности . Они составляют
                                        8
М оск овск о-Т артуск ой семиотическ ой ш к олы и осмы сление ее к ак особого
к ультурногои д ажесемиотическ огоф еномена.
С ущ ественноважны ми д ля развития семиотик и в России бы ли и есть к ниги
Ю .С. Ст епано в а (монограф ия Сем ио т ик а), а так жеопублик ованная в 1983 с
егосоставлением, ред ак тированием и вступительной статьей к нига-антология,
в к оторой русск ий читатель может познак омиться с ид еями Ч .С. П ирса, Ч .
М о рриса и д р.
                       3. Ос нов ны е к ат егории с ем иот ик и.

О д ной из основны х к атегорий мира является инф ормация, наряд у с энергией и
материей . Инф о рм ация в цело м — то, что прид ает ф орму всем вещ ам и
отнош ениям, опред еляет их струк туру, под д ерживает ее и развивает новы е
ф ормы вещ ей и отнош ений , д ля чего использую тся энергия и материя.
Со циальная сем ант ическ ая инф о рм ация прид ает ф орму общ еству, воплощ аясь
в человеческ ом составе (материале) общ ества и направляя энергию членов
общ ества. С оциальная семантическ ая инф ормация вк лю чает в себя сообщ ения,
полученны е, избранны е, хранимы е и п еред аваемы е лю д ьми д руг д ругу. Э та
инф ормация семантична, т.е. облад ает д ля человек а смы слом (тек ущ им или
историческ им) и направляет д ей ствия человек а на развитие к ак отд ельной
личности, так и общ ества в целом. С мы сл в социальной инф ормации
обнаруживается в социальной знак овой к оммуник ации — общ ении с п омощ ью
знак ов и знак овы х систем.
З нак . Т рад иционно считается, что это материальны й объек т, к оторому п ри
опред еленны х условиях, образую щ их знак овую ситуацию , соответствует нек ое
значение, могущ еебы ть реальной /ид еальной вещ ью /явлением/п роцессом,
ф антастическ им/ск азочны м сущ еством, абстрак тны м понятием. П оэтому,
опред еляя знак и, лучш е говорить о чем-то, чье наличие или отсутствие
обозначает, репрезентирует, д емонстрирует нечтоважноед ля получения или
обработк и инф ормации. Знак в к ажд ом к онк ретном случае репрезентирует
означаемое п о-разному. В естественны х системах знак является п ризнак ом
чего-то. Т ермин яв ляет ся признак о м харак теризует то, к ак им образом в
естественны х системах знак обозначаетсвой реф ерент.
О бразны е знак и (ик оны ) изображаю ти отображаю т, отличаясь отд ругих типов
знак ов тем, что связаны сосвоими реф ерентами поп ризнак у изоморф изма, т.е.
в чем-топовторяяих.
Сло в а к ак базисны езнак и язы к овы х систем назы ваю т, обозначаю т.
Сим в о лы к од ирую тсвои реф еренты д ля их п ослед ую щ ей обработк и, например,
в математическ их системах.
Иеро глиф (к ак базисны й знак систем записи) ф ик сирует то, чтонаработанов
различны х областях знания. Н отная грамота ф ик сирует музы к у в вид е
различны х семиотическ их построений ; бук вы ф ик сирую т на письме то, что
иначемоглобы бы ть тольк оустны м тек стом; математическ иесистемы записи
ф ик сирую т в вид еп ослед овательноразверты ваю щ ихся вы числений различны е
математическ ие вы к лад к и. Н и музы к а, ни устная речь, ни математическ ие
вы числениянепринад лежатк семиотическ ой д еятельности. О ни составляю т