ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
мого предмета. То же самое относится и к культуре, и в ещё большей степени — к попыткам
исследования культуры и человека в их единстве.
Бесконечная сложность объекта оставляет только один путь познания культуры и человека: в известной
степени субъективное ограничение многообразия, наложение определенных исходных допущений и схем на
культуру и человека исходя из актуальной познавательной ситуации, из задач, непосредственно стоящих перед
субъектом познания. Культурологический подход позволяет назначать и выбирать аспекты исследования на
основании различных представлений
о человеке, культуре и цивилизации, места и роли этих понятий в
системах исторических, философских и других категорий.
Широта и многозначность понятия культуры открывают возможность широко варьировать
исследовательские гипотезы и средства познания, избегать односторонности и жесткости оценок. Философские
подходы, претендующие на максимальную обобщенность, принимают во внимание только весьма
специфические, метафизические и
экзистенциальные (мировоззренческие) аспекты проблемы «культура и
человек» («человек и культура»). Характерной чертой ряда современных подходов является стремление
приблизить логику исследования к алгоритмам, характерным для математики, физики, шире использовать
методы «точных» наук. Это — широко известные предложения рассматривать культуру и человека прежде
всего как «систему», или как один из аспектов «системы» — структуру
или функции, или как
функционирование элементов структуры («структурно-функциональный» подход), или как процесс
деятельности, или как систему отношений управления, руководства-подчинения («кибернетический» подход), и
т. п.
Названные подходы заметно обогатили арсенал культурологов и позволили получить некоторые весьма
интересные результаты. Так, М. С. Каган предлагает структурировать проблему «культура и человек», вводя в
анализ человека, культуры и взаимодействия между ними ряд новых измерений, членений и подпространств. В
частности, отношения между человеком и культурой предложено рассматривать на трех уровнях —
практическом, практически-духовном и духовно-теоретическом; как непосредственное и опосредованное.
Человека М. С. Каган рассматривает также в трех уровнях — общего, особенного и единичного. Кроме того,
подход М.С. Кагана требует: а) учитывать особенности генезиса культуры, и прежде всего её
внебиологичность; б) исследовать не только человека и культуру «вообще», а учитывая их принадлежность к
исторически конкретным нациям, сословиям, возрасту, месту жительства, профессиональным,
демографическим группам, политическим течениям и партиям; в) различать ориентацию культуры «на себя» и
«на
других» и т. д.
По-видимому, бесконечная сложность континуума «культура и человек» как объекта познания требует
отказа от поисков какого-либо универсального, единственно верного метода или подхода к его познанию.
Можно только избирать различные исследовательские подходы в зависимости от познавательной ситуации, от
реальных задач, стоящих перед субъектом познания, иначе говоря, от
его действительных насущных
потребностей. При этом следует использовать методы и знания всех отраслей знания, любых научных
дисциплин, которые могут быть полезны для решения каждой конкретной проблемы. Таким образом, реально
следует говорить о ситуационных
, системно-междисциплинарных подходах. Именно в реальной жизненной
ситуации
осознается через проблему потребность, и здесь же могут быть выбраны действенные средства и
методы её удовлетворения.
Известны проблемы, существующие в поле «культура и человек», которые остаются актуальными уже
много веков. Они постоянно возникают и требуют разрешения в ситуациях внесения порядка и
организованности в общество (во взаимодействия людей, социальных групп, сообществ различных уровней —
от индивидов и примитивных традиционных родов и нуклеарных семей вплоть до современных наций и
этносов), то есть в процессах реального управления общественной жизнью и её регулирования.
В настоящее время исследование проблемы «культура и человек» в нашей стране требуется
осуществлять, исходя
из реальной ситуации, определяемой актуальным положением России, ходом реформ.
1.7.5. Культура и деятельность
Принятое в данном учебнике в качестве рабочего определение сущности культуры
(«процесс и поле реализации потенций человека вместе с его результатами») напрямую
связывает культуру и деятельность: свои потенции (задатки, способности, таланты) человек
реализует только посредством деятельности, как субъект деятельности. В самом общем виде
деятельность понимается как специфически человеческая форма отношения к
окружающему
миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого
мира. Человек, наделенный разумом и волей, живёт действуя, вырабатывая для себя цели и
осуществляя их. Высшим уровнем деятельности при этом является творчество.
Однако это не значит, что культура должна пониматься как сама деятельность,
отождествляться с деятельностью или одной из её форм, даже с творчеством. Деятельность
— это только субстрат культуры, то, с помощью чего и из чего культура появляется и
существует. Деятельность — это субстанция истории человечества, но не сама культура.
Деятельность — это носитель культуры, способ и форма реализации культуры. Чтобы понять
мого предмета. То же самое относится и к культуре, и в ещё большей степени к попыткам исследования культуры и человека в их единстве. Бесконечная сложность объекта оставляет только один путь познания культуры и человека: в известной степени субъективное ограничение многообразия, наложение определенных исходных допущений и схем на культуру и человека исходя из актуальной познавательной ситуации, из задач, непосредственно стоящих перед субъектом познания. Культурологический подход позволяет назначать и выбирать аспекты исследования на основании различных представлений о человеке, культуре и цивилизации, места и роли этих понятий в системах исторических, философских и других категорий. Широта и многозначность понятия культуры открывают возможность широко варьировать исследовательские гипотезы и средства познания, избегать односторонности и жесткости оценок. Философские подходы, претендующие на максимальную обобщенность, принимают во внимание только весьма специфические, метафизические и экзистенциальные (мировоззренческие) аспекты проблемы «культура и человек» («человек и культура»). Характерной чертой ряда современных подходов является стремление приблизить логику исследования к алгоритмам, характерным для математики, физики, шире использовать методы «точных» наук. Это широко известные предложения рассматривать культуру и человека прежде всего как «систему», или как один из аспектов «системы» структуру или функции, или как функционирование элементов структуры («структурно-функциональный» подход), или как процесс деятельности, или как систему отношений управления, руководства-подчинения («кибернетический» подход), и т. п. Названные подходы заметно обогатили арсенал культурологов и позволили получить некоторые весьма интересные результаты. Так, М. С. Каган предлагает структурировать проблему «культура и человек», вводя в анализ человека, культуры и взаимодействия между ними ряд новых измерений, членений и подпространств. В частности, отношения между человеком и культурой предложено рассматривать на трех уровнях практическом, практически-духовном и духовно-теоретическом; как непосредственное и опосредованное. Человека М. С. Каган рассматривает также в трех уровнях общего, особенного и единичного. Кроме того, подход М.С. Кагана требует: а) учитывать особенности генезиса культуры, и прежде всего её внебиологичность; б) исследовать не только человека и культуру «вообще», а учитывая их принадлежность к исторически конкретным нациям, сословиям, возрасту, месту жительства, профессиональным, демографическим группам, политическим течениям и партиям; в) различать ориентацию культуры «на себя» и «на других» и т. д. По-видимому, бесконечная сложность континуума «культура и человек» как объекта познания требует отказа от поисков какого-либо универсального, единственно верного метода или подхода к его познанию. Можно только избирать различные исследовательские подходы в зависимости от познавательной ситуации, от реальных задач, стоящих перед субъектом познания, иначе говоря, от его действительных насущных потребностей. При этом следует использовать методы и знания всех отраслей знания, любых научных дисциплин, которые могут быть полезны для решения каждой конкретной проблемы. Таким образом, реально следует говорить о ситуационных, системно-междисциплинарных подходах. Именно в реальной жизненной ситуации осознается через проблему потребность, и здесь же могут быть выбраны действенные средства и методы её удовлетворения. Известны проблемы, существующие в поле «культура и человек», которые остаются актуальными уже много веков. Они постоянно возникают и требуют разрешения в ситуациях внесения порядка и организованности в общество (во взаимодействия людей, социальных групп, сообществ различных уровней от индивидов и примитивных традиционных родов и нуклеарных семей вплоть до современных наций и этносов), то есть в процессах реального управления общественной жизнью и её регулирования. В настоящее время исследование проблемы «культура и человек» в нашей стране требуется осуществлять, исходя и з реальной ситуации, определяемой актуальным положением России, ходом реформ. 1.7.5. Культура и деятельность Принятое в данном учебнике в качестве рабочего определение сущности культуры («процесс и поле реализации потенций человека вместе с его результатами») напрямую связывает культуру и деятельность: свои потенции (задатки, способности, таланты) человек реализует только посредством деятельности, как субъект деятельности. В самом общем виде деятельность понимается как специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира. Человек, наделенный разумом и волей, живёт действуя, вырабатывая для себя цели и осуществляя их. Высшим уровнем деятельности при этом является творчество. Однако это не значит, что культура должна пониматься как сама деятельность, отождествляться с деятельностью или одной из её форм, даже с творчеством. Деятельность это только субстрат культуры, то, с помощью чего и из чего культура появляется и существует. Деятельность это субстанция истории человечества, но не сама культура. Деятельность это носитель культуры, способ и форма реализации культуры. Чтобы понять
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »