ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Тем не менее вопрос о функциях культуры, понимаемый как её предназначение, роль в жизни общества
и отдельного человека, часто формулируется в учебной литературе. Фактически при этом под «функциями
культуры» всегда понимаются функции не культуры в целом, а отдельных её элементов, сфер и т.п.,
выделяемых в процессе познания культуры. Такие составляющие
культуры, как сказано, уже можно
представлять как системы. На что или на кого та или иная функция направлена, обычно нигде не упоминается.
Разные авторы представляют «функции культуры» по-разному, так что в учебниках можно обнаружить
списки как из 17 функций, так и из всего двух. В большинстве известных перечней, однако, варьируется
некоторый набор, восходящий, в сущности, к исходному смыслу термина «культура»: совершенствование,
улучшение человека и общества. Любопытно, что при этом как функция культуры часто рассматривается
процесс овладения самой культурой — именно это составляет сущность социализации, инкультурации,
значительную часть познания («познавательная функция», «информационная функция»), трансляционной и
ценностной функций.
Наиболее логичным представляется подход к выявлению функций культуры, реализованный, в
частности, в работах А.Я. Флиера (через «обеспечение» тех или иных процессов) и в учебнике под ред.
Ю.Н.
Солонина и М.С. Кагана.
Важнейшей функцией культуры при этом выступает очеловечивание жизни человека.
Следующая, вытекающая из первой, функция — аксиологическая.
Называется также функции:
регулирующая, управляющая (саморегуляция, самоуправление, в том числе «запреты» и «ограничения»
З. Фрейда),
игровая,
интегративная и разграничительная,
адаптивная (креативная, преобразующая).
Все другие функции, перечисляемые в различных
учебниках (коммуникативная, нормативная,
сигнификативная, воспитывающая, сохранения опыта человечества и т.п.), представляют собой, по существу,
детализацию и конкретизацию названных выше функций.
1.7.3.Составиструктуракультуры
В составе культурологии сегодня чаще всего выделяют следующие относительно самостоятельные
составляющие:
- теория культуры;
- история культуры (мировой и отечественной), оперирует данными частных исторических
дисциплин — истории науки, истории искусства, истории религий, техники, семьи и т.п.;
- история культурологических учений;
- культурная (культуральная) антропология;
- социология культуры;
- прикладная культурология (
проблемы охраны и реставрации историко-культурного наследия,
собственно прикладные вопросы).
Первые четыре элемента могут называться фундаментальной культурологией. В теоретическом
компоненте фундаментальной культурологии иногда выделяют ещё психологическую антропологию и
культурную семантику.
Структуру как совокупность связей и взаимодействий тогда будут составлять все потоки обмена
информацией между всеми элементами состава культуры.
1.7.4.Культураичеловек
Культура и человек, человек и культура — одна из центральных проблем теории культуры. Она
возникает при познании и описании связи и взаимодействия человека как субъекта и творца культуры с
создаваемой им культурой. Это, строго говоря, не одна проблема, а проблемное поле или, что, видимо, точнее,
многомерное пространство (континуум) проблем, задач, подходов, аспектов
и т. п. Культура и человек
составляют диалектически противоречивое единство, в котором определяющую роль играет творческая
природа человека, потенциально бесконечно сложная
и включающая универсальность способностей
(потенций). Так же сложна и сама культура. Динамическая целостность континуума «культура и человек»
определяется тем, что человек и создает, воспроизводит культуру, и сам одновременно является её продуктом.
При этом человек посредством культуры осуществляет осмысление, познание самого себя, своего места в мире
и предназначения (в мифологии, религии
, науке, философии, искусстве, идеологических учениях и т. п.).
Известно громадное количество самых различных концепций общественного устрой-
ства и развития, подходов к пониманию человека, всевозможных гипотез и «моделей челове-
ка». Однако все известные сегодня завершенные или продолжающиеся проекты
исследования человека, сколько бы они ни претендовали на комплексность, системность и
полноту, являются из-за отмеченной сложности объекта познания на самом деле
частичны-
ми, раскрывающими более или менее удовлетворительно лишь некоторые аспекты исследуе-
Тем не менее вопрос о функциях культуры, понимаемый как её предназначение, роль в жизни общества и отдельного человека, часто формулируется в учебной литературе. Фактически при этом под «функциями культуры» всегда понимаются функции не культуры в целом, а отдельных её элементов, сфер и т.п., выделяемых в процессе познания культуры. Такие составляющие культуры, как сказано, уже можно представлять как системы. На что или на кого та или иная функция направлена, обычно нигде не упоминается. Разные авторы представляют «функции культуры» по-разному, так что в учебниках можно обнаружить списки как из 17 функций, так и из всего двух. В большинстве известных перечней, однако, варьируется некоторый набор, восходящий, в сущности, к исходному смыслу термина «культура»: совершенствование, улучшение человека и общества. Любопытно, что при этом как функция культуры часто рассматривается процесс овладения самой культурой именно это составляет сущность социализации, инкультурации, значительную часть познания («познавательная функция», «информационная функция»), трансляционной и ценностной функций. Наиболее логичным представляется подход к выявлению функций культуры, реализованный, в частности, в работах А.Я. Флиера (через «обеспечение» тех или иных процессов) и в учебнике под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. Важнейшей функцией культуры при этом выступает очеловечивание жизни человека. Следующая, вытекающая из первой, функция аксиологическая. Называется также функции: регулирующая, управляющая (саморегуляция, самоуправление, в том числе «запреты» и «ограничения» З. Фрейда), игровая, интегративная и разграничительная, адаптивная (креативная, преобразующая). Все другие функции, перечисляемые в различных учебниках (коммуникативная, нормативная, сигнификативная, воспитывающая, сохранения опыта человечества и т.п.), представляют собой, по существу, детализацию и конкретизацию названных выше функций. 1.7.3. Состав и структура культуры В составе культурологии сегодня чаще всего выделяют следующие относительно самостоятельные составляющие: - теория культуры; - история культуры (мировой и отечественной), оперирует данными частных исторических дисциплин истории науки, истории искусства, истории религий, техники, семьи и т.п.; - история культурологических учений; - культурная (культуральная) антропология; - социология культуры; - прикладная культурология (проблемы охраны и реставрации историко-культурного наследия, собственно прикладные вопросы). Первые четыре элемента могут называться фундаментальной культурологией. В теоретическом компоненте фундаментальной культурологии иногда выделяют ещё психологическую антропологию и культурную семантику. Структуру как совокупность связей и взаимодействий тогда будут составлять все потоки обмена информацией между всеми элементами состава культуры. 1.7.4. Культура и человек Культура и человек, человек и культура одна из центральных проблем теории культуры. Она возникает при познании и описании связи и взаимодействия человека как субъекта и творца культуры с создаваемой им культурой. Это, строго говоря, не одна проблема, а проблемное поле или, что, видимо, точнее, многомерное пространство (континуум) проблем, задач, подходов, аспектов и т. п. Культура и человек составляют диалектически противоречивое единство, в котором определяющую роль играет творческая природа человека, потенциально бесконечно сложная и включающая универсальность способностей (потенций). Так же сложна и сама культура. Динамическая целостность континуума «культура и человек» определяется тем, что человек и создает, воспроизводит культуру, и сам одновременно является её продуктом. При этом человек посредством культуры осуществляет осмысление, познание самого себя, своего места в мире и предназначения (в мифологии, религии, науке, философии, искусстве, идеологических учениях и т. п.). Известно громадное количество самых различных концепций общественного устрой- ства и развития, подходов к пониманию человека, всевозможных гипотез и «моделей челове- ка». Однако все известные сегодня завершенные или продолжающиеся проекты исследования человека, сколько бы они ни претендовали на комплексность, системность и полноту, являются из-за отмеченной сложности объекта познания на самом деле частичны- ми, раскрывающими более или менее удовлетворительно лишь некоторые аспекты исследуе-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »