ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Наряду с этим термин «культура» часто обозначает содержание культуры определённого общества
(локальной культуры), то есть, как уже сказано, организованные совокупности материальных объектов; людей;
идей; художественных образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между
людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в данном обществе.
1.7.1. О системности культуры
Познание культуры как аспекта бытия общества и человека всегда ограничивает принципиально беско-
нечная сложность, бесконечное многообразие и универсальность как общества в его исторической действи-
тельности, так и человека. И общество, и человек даже при раздельном рассмотрении бесконечно многообразны
в своих потенциях, в их реализации, в деятельности, в сложности внутренних связей
и взаимодействий, в дина-
мичности структур. Когда такие сверхсложные феномены вступают во взаимодействие, их сложности как бы
дополняют друг друга, складываются или даже перемножаются. Поэтому, если рассматривать человека и обще-
ство как единый феномен, неизбежно придется признать его бесконечную сложность.
Очевидна вытекающая отсюда бесконечная сложность культуры. Ансамбль «человек и общество» и
,
соответственно, культура из-за своей бесконечной сложности, скорее всего, даже и системами не являются —
это в лучшем случае континуумы. В качестве систем могут рассматриваться только различные срезы, аспекты
данных ансамблей, их фрагменты, выделяемые на каком-либо определенном основании и потому конечные.
Поэтому вся действительная культура в своей целостности не может
быть системой.
В природе систем, вообще говоря, нет. Система, по причине деятельной природы субъекта, имеет
смысл только в соотнесении с ним. Только субъект может воспринимать и познавать любой объект как систему,
произвольно абстрагируясь от «лишних» сторон и свойств. «Полностью системные» объекты всегда создаются
в процессе познания или творческого мышления — искусственно, целенаправленно
. Иначе говоря, система
именно и только субъектом познания (и/или сознательной деятельности) формируется, выделяется или
определяется: система целенаправленна, она создает нужный субъекту и познаваемый субъектом эффект. Это в
полной мере относится и к артефактам. Поэтому применительно к культуре можно говорить лишь о системе
принятых в конкретном подходе понятий культуры, а
также о системных свойствах выделяемых при этом в
культуре компонентов.
То есть системность культуры возможна, видимо, только применительно к реально познаваемым
частям, аспектам («срезам»), бразам культуры. Такие образы и аспекты возникают в ходе реализации того или
иного исследовательского подхода как конкретные параметры, как частичное отображение культуры как
бесконечно сложного целого.
Существенно
важно, что применённый в каждом конкретном случае подход (методология) определяет
и неизбежные ограничения, и доступные средства познания.
Ограничения и «упорядочение» бесконечно сложного объекта путем назначения или выделения из
целого менее сложных и даже конечных составляющих, то есть выбор подхода к объекту, осуществляются не
вполне случайным или произвольным образом. Это делается
на основании уже имеющихся знаний и
представлений о культуре, человеке и обществе, в зависимости от насущных проблем социального и личного
бытия, от личного профессионального и от общественного опыта, а также от мировоззрения, доступных средств
познания, источников информации, научной школы и т. п., то есть в зависимости от познавательной ситуации.
Ограниченность óбраза
(картины) культуры, которую задаёт, познавая культуру, та или иная научная школа,
определяется используемым при этом исследовательским подходом (философским, социологическим,
богословским, психологическим, семиотическим, лингвистическим, литературоведческим и т.п.). Тем же
определяется очередность изучения, последовательность познавательных процедур и этапов.
К тому же и само познание, и ещё более фиксация (описание, изложение) познанного,
и трансляция
информации в рамках избранного подхода (методологии) возможны только последовательно, определенными
«порциями» — в соответствии с «ассоциациями», «сферами», «подпространствами», «кластерами»,
«факторами» и иными моментами. Подход и определяет, как и какие кванты знания выделяются познающим
субъектом на стадии осмысления проблемы и постановки задачи. Системный подход позволяет рассматривать
каждый получаемый образ культуры
как систему. Часто и каждый элемент такой бесконечно сложной культуры
может рассматриваться как обладающий свойствами системы — открытой, самоорганизующейся, нелинейной и
т. д.
1.7.2. Функции культуры
Представление о том, что культура в целом выполняет определённые функции, вообще говоря, не
вполне корректно. Культура как целостность слишком сложна и всеобъемлюща, да ещё и системой не является.
Она сопоставима лишь с обществом в целом. Поэтому говорить о функциях культуры в целом, строго говоря,
— примерно то же самое, что говорить
о функциях Вселенной или о функциях общества, или человеческого
организма. К тому же серьёзное рассмотрение функций культуры возможно только при условии, что
предварительно определена направленность каждой функции — иначе говоря, по отношению к чему (обществу
в целом, общественной группе, инстититуту, личности и т.п.) то или иное влияние рассматривается как
функция.
Наряду с этим термин «культура» часто обозначает содержание культуры определённого общества (локальной культуры), то есть, как уже сказано, организованные совокупности материальных объектов; людей; идей; художественных образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в данном обществе. 1.7.1. О системности культуры Познание культуры как аспекта бытия общества и человека всегда ограничивает принципиально беско- нечная сложность, бесконечное многообразие и универсальность как общества в его исторической действи- тельности, так и человека. И общество, и человек даже при раздельном рассмотрении бесконечно многообразны в своих потенциях, в их реализации, в деятельности, в сложности внутренних связей и взаимодействий, в дина- мичности структур. Когда такие сверхсложные феномены вступают во взаимодействие, их сложности как бы дополняют друг друга, складываются или даже перемножаются. Поэтому, если рассматривать человека и обще- ство как единый феномен, неизбежно придется признать его бесконечную сложность. Очевидна вытекающая отсюда бесконечная сложность культуры. Ансамбль «человек и общество» и, соответственно, культура из-за своей бесконечной сложности, скорее всего, даже и системами не являются это в лучшем случае континуумы. В качестве систем могут рассматриваться только различные срезы, аспекты данных ансамблей, их фрагменты, выделяемые на каком-либо определенном основании и потому конечные. Поэтому вся действительная культура в своей целостности не может быть системой. В природе систем, вообще говоря, нет. Система, по причине деятельной природы субъекта, имеет смысл только в соотнесении с ним. Только субъект может воспринимать и познавать любой объект как систему, произвольно абстрагируясь от «лишних» сторон и свойств. «Полностью системные» объекты всегда создаются в процессе познания или творческого мышления искусственно, целенаправленно. Иначе говоря, система именно и только субъектом познания (и/или сознательной деятельности) формируется, выделяется или определяется: система целенаправленна, она создает нужный субъекту и познаваемый субъектом эффект. Это в полной мере относится и к артефактам. Поэтому применительно к культуре можно говорить лишь о системе принятых в конкретном подходе понятий культуры, а также о системных свойствах выделяемых при этом в культуре компонентов. То есть системность культуры возможна, видимо, только применительно к реально познаваемым частям, аспектам («срезам»), бразам культуры. Такие образы и аспекты возникают в ходе реализации того или иного исследовательского подхода как конкретные параметры, как частичное отображение культуры как бесконечно сложного целого. Существенно важно, что применённый в каждом конкретном случае подход (методология) определяет и неизбежные ограничения, и доступные средства познания. Ограничения и «упорядочение» бесконечно сложного объекта путем назначения или выделения из целого менее сложных и даже конечных составляющих, то есть выбор подхода к объекту, осуществляются не вполне случайным или произвольным образом. Это делается на основании уже имеющихся знаний и представлений о культуре, человеке и обществе, в зависимости от насущных проблем социального и личного бытия, от личного профессионального и от общественного опыта, а также от мировоззрения, доступных средств познания, источников информации, научной школы и т. п., то есть в зависимости от познавательной ситуации. Ограниченность óбраза (картины) культуры, которую задаёт, познавая культуру, та или иная научная школа, определяется используемым при этом исследовательским подходом (философским, социологическим, богословским, психологическим, семиотическим, лингвистическим, литературоведческим и т.п.). Тем же определяется очередность изучения, последовательность познавательных процедур и этапов. К тому же и само познание, и ещё более фиксация (описание, изложение) познанного, и трансляция информации в рамках избранного подхода (методологии) возможны только последовательно, определенными «порциями» в соответствии с «ассоциациями», «сферами», «подпространствами», «кластерами», «факторами» и иными моментами. Подход и определяет, как и какие кванты знания выделяются познающим субъектом на стадии осмысления проблемы и постановки задачи. Системный подход позволяет рассматривать каждый получаемый образ культуры как систему. Часто и каждый элемент такой бесконечно сложной культуры может рассматриваться как обладающий свойствами системы открытой, самоорганизующейся, нелинейной и т. д. 1.7.2. Функции культуры Представление о том, что культура в целом выполняет определённые функции, вообще говоря, не вполне корректно. Культура как целостность слишком сложна и всеобъемлюща, да ещё и системой не является. Она сопоставима лишь с обществом в целом. Поэтому говорить о функциях культуры в целом, строго говоря, примерно то же самое, что говорить о функциях Вселенной или о функциях общества, или человеческого организма. К тому же серьёзное рассмотрение функций культуры возможно только при условии, что предварительно определена направленность каждой функции иначе говоря, по отношению к чему (обществу в целом, общественной группе, инстититуту, личности и т.п.) то или иное влияние рассматривается как функция.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »