Культурология. Лалетин Д.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

С содержанием целей и результатов деятельности человека на сущностном уровне связано понятие
«смысл». Все философские справочные издания (энциклопедии, словари) однозначно утверждают, что смысл
это значение, причем понимаемое безусловно в чисто гносеологическом, информационном ключе. В
психологии смысл связывается с мотивом и целью действий личности, отражает отношение мотива к цели.
Культура каждому
конкретному человеку и даже обществу в целом задаёт смысл его жизни и поступков, и в
этомодна из важнейших сторон её регулирующей, направляющей функции. Например, в средневековой
Европе для большинства людей актуальной культурой задавался вполне определенный, религиозно
направленный смысл жизни. В бывшем СССР его официальная, государственно насаждаемая культура
навязывала всем советским людям в качестве смысла жизни построение коммунистического общества.
Именно соотношение между культурой и смыслом наиболее важно для реального человека в его
жизни. Не «смысл создает культуру», а культура задает, предлагает человеку смыслы жизни, действий,
отношений, вещей и т.п. в исторически конкретном обществе.
Приводимое в некоторых учебниках понимание культуры как «мира смыслов» весьма специфично, им
можно пользоваться только в
немногих познавательных ситуациях. Соответствующая концепция культуры
опубликована (А. Пелипенко, И. Яковенко); она очень сложна и не подходит для преподавания на факультетах
не философских и не культурологических специальностей. Более того, высказано мнение, что такое понимание
сущности культуры фактически подменяет человеческие ценности техницизированными смыслами,
обесчеловечивает саму культуру (В.А. Кутырев).
Бесконечная сложность
культуры и её носителей предопределяет возможность говорить только о таких
определениях (дефинициях), которые соответствуют конкретной познавательной ситуации, насущным целям
исследования. Соответственно в данном учебнике изложение основано на вышеприведенном определении
сущности культуры (напомним ещё раз):
культураэто
«процесс, результат и поле реализации человеческих потенций
в текущий период времени вместе с его результатами»
1.7. Существование и действительность культуры
Культура как аспект и параметр исторического процесса не существует так же, как, скажем, Вселенная
или Земля. Она не может быть гипостазирована как материальная система или как объективно существующий
социальный институт, идея, дух и т. п. В аспекте существования культура предстает не как отдельно
существующая сфера бытия, а как сквозной параметр
или аспект действительного общества (социума).
Осмысленные через сущность, культура и её явления в действительности составляют организованные
совокупности материальных объектов; людей; идей; художественных образов; технологий их
изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования;
оценочных критериев, имеющихся в обществе (Э. А. Орлова), и т.п. Они могут быть
обозначены как
культурные объекты. Как отмечает Британская энциклопедия, для каждого общества все эти составляющие в
их конкретно-исторической форме образуют его социокультурный комплекс, или культуру данного
общества. В советской социологии было предложено синтезировать явления культуры в её действительности с
помощью категории «образ жизни».
Культура существует прежде всего как категория, постольку,
поскольку существует общество. В этом
аспекте культура онтологически представляет собой идеальный конструкт. Он «собирается» как множество
феноменовчерт, параметров, характеристик, особенностей, отвлеченных от всех явлений человеческого
бытия (материальных вещей, знаний, действий, отношений, эмоций, чувств и т.п.). Культура не есть сами эти
вещи, материализованные и опредмеченные результаты человеческих действий, знания, культурные
объекты
сами по себе. Культура существует посредством этих предметов, объектов, но не может быть непосредственно
отождествлена с ними. Культура может быть познана через них, но только потому, что она в них выражена,
реализована как одна из сторон, черт этих предметов (вещей, процессов, объектов и т. д.).
Культура обозначает в своих
носителях всё, что в них возникло вне природы, «искусственно», как
продукт активности человека (артефакт). Культуру даже определяют как «вторую природу», то есть как
противоположность природе, как одну из сторон противоречия. Это противоположениеопределенный
аспект существования общества и человека.
Вместе с тем сегодня очевидно, что отмеченное противоположение относительно, что в иных аспектах
(других познавательных ситуациях) культура и природа взаимно обусловливают друг друга. Осознаётся уже и
опасность, которая возникла для существования природы вследствие развития индустриальных технологий в
хозяйственной культуре, и возможность сохранения природной среды человека только благодаря
соответствующему развитию культуры в будущем.
Обозначенные как «культура» аспекты и параметры существования реальных объектов существуют для
субъекта прежде всего как понятия культуры.
Существование культурного аспекта созданных человеческой деятельностью систем возможно только
как проявление свойств, особенностей, сторон этих систем-артефактов. Оно реализуется в процессе
функционирования данных систем, и действительная культура существует именно как процесс. Ход процесса,
то есть последовательность сменяющих друг друга, последовательно вытекающих одно из другого состояний
социума, общества, его составных частей (вплоть до отдельного человека), предстаёт как функционирование,
действие, активность, регуляция, управление.
        С содержанием целей и результатов деятельности человека на сущностном уровне связано понятие
«смысл». Все философские справочные издания (энциклопедии, словари) однозначно утверждают, что смысл
— это значение, причем понимаемое безусловно в чисто гносеологическом, информационном ключе. В
психологии смысл связывается с мотивом и целью действий личности, отражает отношение мотива к цели.
Культура каждому конкретному человеку и даже обществу в целом задаёт смысл его жизни и поступков, и в
этом — одна из важнейших сторон её регулирующей, направляющей функции. Например, в средневековой
Европе для большинства людей актуальной культурой задавался вполне определенный, религиозно
направленный смысл жизни. В бывшем СССР его официальная, государственно насаждаемая культура
навязывала всем советским людям в качестве смысла жизни построение коммунистического общества.
        Именно соотношение между культурой и смыслом наиболее важно для реального человека в его
жизни. Не «смысл создает культуру», а культура задает, предлагает человеку смыслы жизни, действий,
отношений, вещей и т.п. в исторически конкретном обществе.
        Приводимое в некоторых учебниках понимание культуры как «мира смыслов» весьма специфично, им
можно пользоваться только в немногих познавательных ситуациях. Соответствующая концепция культуры
опубликована (А. Пелипенко, И. Яковенко); она очень сложна и не подходит для преподавания на факультетах
не философских и не культурологических специальностей. Более того, высказано мнение, что такое понимание
сущности культуры фактически подменяет человеческие ценности техницизированными смыслами,
обесчеловечивает саму культуру (В.А. Кутырев).
        Бесконечная сложность культуры и её носителей предопределяет возможность говорить только о таких
определениях (дефинициях), которые соответствуют конкретной познавательной ситуации, насущным целям
исследования. Соответственно в данном учебнике изложение основано на вышеприведенном определении
сущности культуры (напомним ещё раз):
                                        культура — это
                 «процесс, результат и поле реализации человеческих потенций
                    в текущий период времени вместе с его результатами»

1.7. Существование и действительность культуры
        Культура как аспект и параметр исторического процесса не существует так же, как, скажем, Вселенная
или Земля. Она не может быть гипостазирована как материальная система или как объективно существующий
социальный институт, идея, дух и т. п. В аспекте существования культура предстает не как отдельно
существующая сфера бытия, а как сквозной параметр или аспект действительного общества (социума).
Осмысленные через сущность, культура и её явления в действительности составляют организованные
совокупности материальных объектов; людей; идей; художественных образов; технологий их
изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования;
оценочных критериев, имеющихся в обществе (Э. А. Орлова), и т.п. Они могут быть обозначены как
культурные объекты. Как отмечает Британская энциклопедия, для каждого общества все эти составляющие в
их конкретно-исторической форме образуют его социокультурный комплекс, или культуру данного
общества. В советской социологии было предложено синтезировать явления культуры в её действительности с
помощью категории «образ жизни».
        Культура существует прежде всего как категория, постольку, поскольку существует общество. В этом
аспекте культура онтологически представляет собой идеальный конструкт. Он «собирается» как множество
феноменов — черт, параметров, характеристик, особенностей, отвлеченных от всех явлений человеческого
бытия (материальных вещей, знаний, действий, отношений, эмоций, чувств и т.п.). Культура не есть сами эти
вещи, материализованные и опредмеченные результаты человеческих действий, знания, культурные объекты
сами по себе. Культура существует посредством этих предметов, объектов, но не может быть непосредственно
отождествлена с ними. Культура может быть познана через них, но только потому, что она в них выражена,
реализована как одна из сторон, черт этих предметов (вещей, процессов, объектов и т. д.).
        Культура обозначает в своих носителях всё, что в них возникло вне природы, «искусственно», как
продукт активности человека (артефакт). Культуру даже определяют как «вторую природу», то есть как
противоположность природе, как одну из сторон противоречия. Это противоположение — определенный
аспект существования общества и человека.
        Вместе с тем сегодня очевидно, что отмеченное противоположение относительно, что в иных аспектах
(других познавательных ситуациях) культура и природа взаимно обусловливают друг друга. Осознаётся уже и
опасность, которая возникла для существования природы вследствие развития индустриальных технологий в
хозяйственной культуре, и возможность сохранения природной среды человека только благодаря
соответствующему развитию культуры в будущем.
        Обозначенные как «культура» аспекты и параметры существования реальных объектов существуют для
субъекта прежде всего как понятия культуры.
        Существование культурного аспекта созданных человеческой деятельностью систем возможно только
как проявление свойств, особенностей, сторон этих систем-артефактов. Оно реализуется в процессе
функционирования данных систем, и действительная культура существует именно как процесс. Ход процесса,
то есть последовательность сменяющих друг друга, последовательно вытекающих одно из другого состояний
социума, общества, его составных частей (вплоть до отдельного человека), предстаёт как функционирование,
действие, активность, регуляция, управление.