Культурология. Лалетин Д.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Данное определение акцентирует динамический аспект, процессуальную природу культуры: культура
должна рассматриваться именно как процесс. Этот процесс в названном определении имманентен человеку.
Определение культуры через реализацию потенций человека напрямую связывает культуру как процесс с
деятельностью: потенции (способности, таланты, задатки...) реализуются только в деятельности, посредством
деятельности. Поэтому последнее определение культуры представляется наиболее подходящим
для учебных
целей, для преподавания культурологии в большинстве вузов, где культурология или философия не являются
основными специальностями. Оно и принято в данном учебнике в качестве рабочего.
1.5. Явления культуры. Культурные объекты
Познание культуры, как уже указывалось, может начинаться только с изучения и осмысления
непосредственно доступных чувственному восприятию или фиксируемых специальными методами явлений
(событий, фактов, процессов в обществе, их результатов, продуктов деятельности человека). Явления культуры
по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности, они не могут появиться
в природе, «естественным»
путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и
все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык,
символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с
указанными феноменами компоненты. Все это может рассматриваться как объекты
культурыкультурные
объекты»). Таким образом, культура является познающему субъекту как все имеющие место в конкретно-
исторических условиях реализации любых человеческих потенций, как гуманных, созидательных, так и
разрушительных, антиобщественных, извращенных или неприемлемых с точки зрения актуальной морали.
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так
или иначе представляют
культуру этого социума, вносят свой вклад в его культурное бытие. Если, пусть
даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры)
некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а
система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется
искажённой
. Тем более неполным стало бы в таком случае представление о потенциях человека и процессах их
реализации в данном историческом времени и месте. Иначе говоря, культура конкретно-исторического
общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. В
конкретных социальных и познавательных ситуациях они приобретают соответствующий знак — «+»
или «-».
Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются
явлениями соответствующей культуры как целого. Они, как и прочие, характеризуют состояние культуры
своего социума и должны учитываться как неотъемлемые элементы данной культуры.
Оценочные суждения о культуре и её явлениях допустимы и необходимы, но только в
рамках вполне определенной познавательной ситуации или общественной проблемы
например, с точки зрения управления общественными делами в конкретном контексте
актуальной исторической обстановки. По-видимому, наиболее допустимо оценивать явления
культуры только в сугубо количественном плане, выявляя уровень культурного развития или
продвинутости культуры в соответствии с конвенциальными (то есть принятыми на основе
соглашения, договоренности) показателями (индикаторами). Но вопрос о критериях оценки
и в этом случае остаётся открытым. Наиболее очевидны в качестве таких критериев идеалы
гуманизма, хотя в определённых условиях на первое место выходят такие критерии, как
вероятность выживания (уровень жизнеспособности), возможности модернизации,
системность, стабильность и т. п. Такая ситуация имеет место, например, сегодня в России.
При этом системность, стабильность, модернизация в общественном сознании в настоящее
время чаще всего связаны с идеалами гуманизма и христианства, подчинены им.
Культурные объекты, все явления культуры в реальном обществе бесконечно
многообразны.
1.6. Сущность культуры
Понятие культуры выражает, во-первых, саму специфику общества как системы, точно так же, как,
например, понятия «жизнь» и «неживая материя», «неживые системы» выражают специфику особых классов
систем и способов (форм) их бытия. Поэтому сущность культуры как предельной, фундаментальной категории
можно определять, например, через отрицание или исключение: культура есть специфическое содержание
общества, не культуравсе, что вне общества, то есть в природе. Культура представляет собой, во-вторых,
имманентную характеристику или параметр общества.
Специфика культуры и её содержание определяются природой человека, его характерными чертами,
потенциями в динамике их осуществления. Это содержание постоянно проявляется во всем, что вовлечено в
сферу деятельности человека. Всё, что
входит в культуру, при этом рассматривается прежде всего как результат
очеловечения, социализации, и представляет интерес именно с этой стороны. Культурапоказатель
очеловеченности, человечности общества (социума) и всего, что в него входит и что он созидает. Это
человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия.
        Данное определение акцентирует динамический аспект, процессуальную природу культуры: культура
должна рассматриваться именно как процесс. Этот процесс в названном определении имманентен человеку.
Определение культуры через реализацию потенций человека напрямую связывает культуру как процесс с
деятельностью: потенции (способности, таланты, задатки...) реализуются только в деятельности, посредством
деятельности. Поэтому последнее определение культуры представляется наиболее подходящим для учебных
целей, для преподавания культурологии в большинстве вузов, где культурология или философия не являются
основными специальностями. Оно и принято в данном учебнике в качестве рабочего.

1.5. Явления культуры. Культурные объекты
        Познание культуры, как уже указывалось, может начинаться только с изучения и осмысления
непосредственно доступных чувственному восприятию или фиксируемых специальными методами явлений
(событий, фактов, процессов в обществе, их результатов, продуктов деятельности человека). Явления культуры
по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности, они не могут появиться
в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и
все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык,
символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с
указанными феноменами компоненты. Все это может рассматриваться как объекты культуры («культурные
объекты»). Таким образом, культура является познающему субъекту как все имеющие место в конкретно-
исторических условиях реализации любых человеческих потенций, как гуманных, созидательных, так и
разрушительных, антиобщественных, извращенных или неприемлемых с точки зрения актуальной морали.
        Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так
или иначе представляют культуру этого социума, вносят свой вклад в его культурное бытие. Если, пусть
даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры)
некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а
система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется
искажённой. Тем более неполным стало бы в таком случае представление о потенциях человека и процессах их
реализации в данном историческом времени и месте. Иначе говоря, культура конкретно-исторического
общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. В
конкретных социальных и познавательных ситуациях они приобретают соответствующий знак — «+» или «-».
Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются
явлениями соответствующей культуры как целого. Они, как и прочие, характеризуют состояние культуры
своего социума и должны учитываться как неотъемлемые элементы данной культуры.
       Оценочные суждения о культуре и её явлениях допустимы и необходимы, но только в
рамках вполне определенной познавательной ситуации или общественной проблемы —
например, с точки зрения управления общественными делами в конкретном контексте
актуальной исторической обстановки. По-видимому, наиболее допустимо оценивать явления
культуры только в сугубо количественном плане, выявляя уровень культурного развития или
продвинутости культуры в соответствии с конвенциальными (то есть принятыми на основе
соглашения, договоренности) показателями (индикаторами). Но вопрос о критериях оценки
и в этом случае остаётся открытым. Наиболее очевидны в качестве таких критериев идеалы
гуманизма, хотя в определённых условиях на первое место выходят такие критерии, как
вероятность выживания (уровень жизнеспособности), возможности модернизации,
системность, стабильность и т. п. Такая ситуация имеет место, например, сегодня в России.
При этом системность, стабильность, модернизация в общественном сознании в настоящее
время чаще всего связаны с идеалами гуманизма и христианства, подчинены им.
       Культурные объекты, все явления культуры в реальном обществе бесконечно
многообразны.

1.6. Сущность культуры
        Понятие культуры выражает, во-первых, саму специфику общества как системы, точно так же, как,
например, понятия «жизнь» и «неживая материя», «неживые системы» выражают специфику особых классов
систем и способов (форм) их бытия. Поэтому сущность культуры как предельной, фундаментальной категории
можно определять, например, через отрицание или исключение: культура есть специфическое содержание
общества, не культура — все, что вне общества, то есть в природе. Культура представляет собой, во-вторых,
имманентную характеристику или параметр общества.
        Специфика культуры и её содержание определяются природой человека, его характерными чертами,
потенциями в динамике их осуществления. Это содержание постоянно проявляется во всем, что вовлечено в
сферу деятельности человека. Всё, что входит в культуру, при этом рассматривается прежде всего как результат
очеловечения, социализации, и представляет интерес именно с этой стороны. Культура — показатель
очеловеченности, человечности общества (социума) и всего, что в него входит и что он созидает. Это
человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия.