Культурология. Лалетин Д.А. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

это, достаточно напомнить, что деятельность человека природна в своей основе, что в неё
входят не только действия и поступки одухотворенные и рациональные, но и инстинктивные,
направляемые исключительно биологией и физиологией. Эта часть деятельности,
жизнедеятельность, у человека реализуется точно так же, как у животных.
Жизнедеятельность человека отличается от жизнедеятельности животных лишь тем, что в
обществе к природным условиям и регулятивам жизнедеятельности добавляются
внеприродныеобщественные, культурные. К тому же деятельность включает в себя и
творчество, и простое повторение, репродуцирование.
Более того, культура по отношению к деятельности выступает как феномен более
высокого уровня, регулирующий и организующий. Регуляция и организация деятельности со
стороны культуры осуществляется через совокупность (систему) норм, традиций, обычаев,
ценностей, правил, законов и т.п., которые входят в содержание культуры; через них
культура часто даже определяется (вспомним, например, определение культуры,
разработанное Э. Тайлором). Э.С. Маркарян определял культуру как внебиологически
выработанный способ человеческой деятельности, то есть опять же не как саму
деятельность, а как её способ — «технологию», форму, — иначе говоря, как нечто,
регулирующее и определяющее деятельность.
Вместе с тем культура и деятельность связаны неразрывно, не могут существовать
друг без друга. Деятельность, не направляемая культурой, перестает отличаться от
активности (жизнедеятельности) животных. Даже в обыденной речи с незапамятных времен
общеприняты выражения «поступать не по-людски», «будь человеком» и тому подобные,
описывающие как раз те ситуации, когда человек действует, нарушая нормы, традиции и
иные регулятивы культуры, то есть подобно животномузверю», «скотине»). И в то же
время вне деятельности культура просто не существует.
Результатами деятельности являются и культура, и орудия труда и деятельности
вообще, ив определенном аспектесмыслы. Наиболее очевидно уже на чувственном
уровне различие между результатами материальными и нематериальными, которые часто
называют «духовными». Однако следует различать в этих последних продукты духовные и
интеллектуальные, рациональные. В самом общем виде интеллектуальные (рациональные)
результаты деятельностиэто наука, техника, политика, право и т.п., то есть всё, связанное
с рассудком, законами материального мира, количественными оценками (расчетами). Одним
из наиболее заметных результатов этого типа является технология материального
производства и технология деятельности в самом широком смысле слова, понимаемая как
алгоритм действий, необходимых для получения определённого желаемого результата.
Именно с прогрессом технологии материального и духовного производства связывается
понятие цивилизации (подробнее об этом сказано выше
в параграфе 1.7.1 «Культура и
цивилизация»). Духовные продукты всегда включают в себя иррациональный компонент, в
частности, эмоции, чувства, переживания, но прежде всего всё, связанное с представлениями
о мире идеальном, трансцендентном, с душой, «градом божиим». Сюда относится всё,
связанное с религией, мистикой, высоким (подлинным) художественным творчеством, а
также наиболее важные стороны общения
между людьми. Здесь намечаются реальные
аспекты относительной противоположности и взаимодействия науки и религии, цивилизации
и культуры, расчёта и вдохновения.
1.7.6. Культура и цивилизация
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина,
подобающий гражданину) — понятие, не менее широко, чем «культура», применяемое в истории,
антропологии, культурологии. В эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием
нравов, законов, искусства, науки, философии. Историки периода Реставрации во Франции, немецкие
историки, английские их современники в ХIХ веке пользовались
этим понятием уже очень широко и издали
целый ряд трудов об истории цивилизации в странах Европы и Америки. К. Маркс увязывал цивилизацию с то-
варным производством, с эксплуатацией человека человеком. Русские «западники» (Т. Грановский, П. Чаадаев
и др.) однозначно отождествляли цивилизацию вообще с западной цивилизацией, признавая вместе с тем един-
ство
исторического процесса. В. И.
В публикациях историков и других обществоведов 20-го века термин «цивилизация» чаще всего
используется для обозначения определенной ступени развития культуры. Конкретная культура, развиваясь,
это, достаточно напомнить, что деятельность человека природна в своей основе, что в неё
входят не только действия и поступки одухотворенные и рациональные, но и инстинктивные,
направляемые исключительно биологией и физиологией. Эта часть деятельности,
жизнедеятельность, у человека реализуется точно так же, как у животных.
Жизнедеятельность человека отличается от жизнедеятельности животных лишь тем, что в
обществе к природным условиям и регулятивам жизнедеятельности добавляются
внеприродные — общественные, культурные. К тому же деятельность включает в себя и
творчество, и простое повторение, репродуцирование.
       Более того, культура по отношению к деятельности выступает как феномен более
высокого уровня, регулирующий и организующий. Регуляция и организация деятельности со
стороны культуры осуществляется через совокупность (систему) норм, традиций, обычаев,
ценностей, правил, законов и т.п., которые входят в содержание культуры; через них
культура часто даже определяется (вспомним, например, определение культуры,
разработанное Э. Тайлором). Э.С. Маркарян определял культуру как внебиологически
выработанный способ человеческой деятельности, то есть опять же не как саму
деятельность, а как её способ — «технологию», форму, — иначе говоря, как нечто,
регулирующее и определяющее деятельность.
       Вместе с тем культура и деятельность связаны неразрывно, не могут существовать
друг без друга. Деятельность, не направляемая культурой, перестает отличаться от
активности (жизнедеятельности) животных. Даже в обыденной речи с незапамятных времен
общеприняты выражения «поступать не по-людски», «будь человеком» и тому подобные,
описывающие как раз те ситуации, когда человек действует, нарушая нормы, традиции и
иные регулятивы культуры, то есть подобно животному («зверю», «скотине»). И в то же
время вне деятельности культура просто не существует.
       Результатами деятельности являются и культура, и орудия труда и деятельности
вообще, и — в определенном аспекте — смыслы. Наиболее очевидно уже на чувственном
уровне различие между результатами материальными и нематериальными, которые часто
называют «духовными». Однако следует различать в этих последних продукты духовные и
интеллектуальные, рациональные. В самом общем виде интеллектуальные (рациональные)
результаты деятельности — это наука, техника, политика, право и т.п., то есть всё, связанное
с рассудком, законами материального мира, количественными оценками (расчетами). Одним
из наиболее заметных результатов этого типа является технология материального
производства и технология деятельности в самом широком смысле слова, понимаемая как
алгоритм действий, необходимых для получения определённого желаемого результата.
Именно с прогрессом технологии материального и духовного производства связывается
понятие цивилизации (подробнее об этом сказано выше в параграфе 1.7.1 «Культура и
цивилизация»). Духовные продукты всегда включают в себя иррациональный компонент, в
частности, эмоции, чувства, переживания, но прежде всего всё, связанное с представлениями
о мире идеальном, трансцендентном, с душой, «градом божиим». Сюда относится всё,
связанное с религией, мистикой, высоким (подлинным) художественным творчеством, а
также наиболее важные стороны общения между людьми. Здесь намечаются реальные
аспекты относительной противоположности и взаимодействия науки и религии, цивилизации
и культуры, расчёта и вдохновения.

1.7.6. Культура и цивилизация
         Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина,
подобающий гражданину) — понятие, не менее широко, чем «культура», применяемое в истории,
антропологии, культурологии. В эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием
нравов, законов, искусства, науки, философии. Историки периода Реставрации во Франции, немецкие
историки, английские их современники в ХIХ веке пользовались этим понятием уже очень широко и издали
целый ряд трудов об истории цивилизации в странах Европы и Америки. К. Маркс увязывал цивилизацию с то-
варным производством, с эксплуатацией человека человеком. Русские «западники» (Т. Грановский, П. Чаадаев
и др.) однозначно отождествляли цивилизацию вообще с западной цивилизацией, признавая вместе с тем един-
ство исторического процесса. В. И.
         В публикациях историков и других обществоведов 20-го века термин «цивилизация» чаще всего
используется для обозначения определенной ступени развития культуры. Конкретная культура, развиваясь,