Культурология. Лалетин Д.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

перед деньгами, развитие современной (это писалось в 1917 году) науки, иррелигиозность и тому подобные
проявления.
На этой основе возникает, как отмечается в литературе, небезопасная тенденция
вообще связывать культуру с бедностью, противопоставлять благосостояние, материальную
обеспеченность духовности и культуре. Данная тенденция тем более опасна, что её можно
связать с высказываниями Христа и его сподвижников о греховности богатства, о
блаженности нищих. В России некоторые писателидеревенщики» стали даже
утверждать,
что культура имеет место только там, где нет цивилизации. Это, в свою очередь, дает
возможность заключить, что культура вовсе не связана с образованностью, этикетом, даже
грамотностью.
Оппозиция «культурацивилизация» снимается, если понимать цивилизацию как некоторый продукт
культуры, как её специфическое свойство и составляющую:
ЦИВИЛИЗАЦИЯэто создаваемая социумом в ходе культурного процесса система средств для
интенсификации процесса реализации потенций человека.
Таким образом, цивилизацияопределённый результат функционирования культуры, средство и
условие её изменения.
Такое понимание соотношения культуры и
цивилизации предлагалось американскими учеными
цивилизациявся совокупность организационных средств
, с помощью которых люди пытаются
достигнуть тех целей, которые зашифрованы в понятии «культура»). Так понятая цивилизация не выступает
фатальной противоположностью культуры, заключительной фазой её развития. Напротив, она оказывается
неизбежным продуктом культуры и столь же необходимым инструментом, равно как и условием, её
дальнейшего развертывания. Цивилизация тогда может быть представлена и как
феномены гражданского
общества, как достаточно развитые явления сущности культуры. Возможно говорить и об уровне или степени
цивилизованности той или иной культуры.
Как всякое средство, цивилизация оказывается достаточно самостоятельной и способной активно
воздействовать на самое культуру, на изменения человека. Поскольку цивилизация опредмечивается и
овеществляется в самых различных системах, в том числе
и чисто вещественных, она может вызывать в
обществе изменения как положительные с точки зрения нравственности, гуманности, духовности, так и
отрицательные. Как и культура, цивилизация сама по себе не может оцениваться в нравственном, этическом
смысле: она в этом отношении нейтральна. Это хорошо понимал ещё Э. Дюркгейм, писавший: «Если
проанализировать тот плохо определенный
комплекс, который называют цивилизацией, то можно обнаружить,
что элементы, из которых он состоит, лишены всякого морального характера... цивилизация морально
индифферентна». Вместе с тем несомненна и связь цивилизации с системой традиций, обычаев, норм, в
первую очередь нравственных.
Поэтому цивилизация, изменяясь со временем, обнаруживает в себе свойства и
компоненты, позволяющие нейтрализовать её антигуманные эффекты. Так, переход к
информационному обществу на основе кибернетических систем открывает широкие
возможности гуманизации хозяйственной культуры. Производство, организованное на
основе кибернетических систем, не нуждается в непосредственном участии человека на
низших уровнях производственных процессов: рутинные функции оперативного управления
машинами и станками здесь переданы кибернетическим устройствам, то есть человек
выведен из сферы непосредственного воздействия на вещество природы. Поэтому человек
перестает быть придатком машины, а механическая жесткая дисциплина труда,
порождаемая индустриальным производством, становится ненужной. Ещё пример: как стало
очевидно в последнее время, вне цивилизации, без использования её возможностей и
продуктов, невозможна оптимизация взаимодействия общества и природы, решение
экологических проблем, создание ноосферы.
Цивилизация, таким образом, порождает возможность улучшать образ жизни и
условия развития личности, переводить их на новый качественный уровень,
интенсифицировать совершенствование культуры.
1.7.7. Магия (волшебство)
Магия (волшебство) — действия или деятельность, которая, как верили и/или верят некоторые люди,
может мистическим путем обращаться к сверхъестественным силам. В качестве сверхъестественных сил в
магическом мировоззрении выступают природные стихии, различные явления природной среды, позднее
различные энергетические процессы, «силы вообще». Сами эти силы, в соответствии с анимистическими
представлениями, ведут себя
подобно людям, имея сознание (душу) и язык, а значит, способность общаться.
Договариваясь с этими силами, направляя их с помощью магии, можно влиять на события в обществе и
перед деньгами, развитие современной (это писалось в 1917 году) науки, иррелигиозность и тому подобные
проявления.

              На этой основе возникает, как отмечается в литературе, небезопасная тенденция
       вообще связывать культуру с бедностью, противопоставлять благосостояние, материальную
       обеспеченность духовности и культуре. Данная тенденция тем более опасна, что её можно
       связать с высказываниями Христа и его сподвижников о греховности богатства, о
       блаженности нищих. В России некоторые писатели-«деревенщики» стали даже утверждать,
       что культура имеет место только там, где нет цивилизации. Это, в свою очередь, дает
       возможность заключить, что культура вовсе не связана с образованностью, этикетом, даже
       грамотностью.

        Оппозиция «культура — цивилизация» снимается, если понимать цивилизацию как некоторый продукт
культуры, как её специфическое свойство и составляющую:
        ЦИВИЛИЗАЦИЯ — это создаваемая социумом в ходе культурного процесса система средств для
интенсификации процесса реализации потенций человека.
        Таким образом, цивилизация — определённый результат функционирования культуры, средство и
условие её изменения.
        Такое понимание соотношения культуры и цивилизации предлагалось американскими учеными
(«цивилизация — вся совокупность организационных средств, с помощью которых люди пытаются
достигнуть тех целей, которые зашифрованы в понятии «культура»). Так понятая цивилизация не выступает
фатальной противоположностью культуры, заключительной фазой её развития. Напротив, она оказывается
неизбежным продуктом культуры и столь же необходимым инструментом, равно как и условием, её
дальнейшего развертывания. Цивилизация тогда может быть представлена и как феномены гражданского
общества, как достаточно развитые явления сущности культуры. Возможно говорить и об уровне или степени
цивилизованности той или иной культуры.
        Как всякое средство, цивилизация оказывается достаточно самостоятельной и способной активно
воздействовать на самое культуру, на изменения человека. Поскольку цивилизация опредмечивается и
овеществляется в самых различных системах, в том числе и чисто вещественных, она может вызывать в
обществе изменения как положительные с точки зрения нравственности, гуманности, духовности, так и
отрицательные. Как и культура, цивилизация сама по себе не может оцениваться в нравственном, этическом
смысле: она в этом отношении нейтральна. Это хорошо понимал ещё Э. Дюркгейм, писавший: «Если
проанализировать тот плохо определенный комплекс, который называют цивилизацией, то можно обнаружить,
что элементы, из которых он состоит, лишены всякого морального характера... цивилизация морально
индифферентна». Вместе с тем несомненна и связь цивилизации с системой традиций, обычаев, норм, в
первую очередь нравственных.
      Поэтому цивилизация, изменяясь со временем, обнаруживает в себе свойства и
компоненты, позволяющие нейтрализовать её антигуманные эффекты. Так, переход к
информационному обществу на основе кибернетических систем открывает широкие
возможности гуманизации хозяйственной культуры. Производство, организованное на
основе кибернетических систем, не нуждается в непосредственном участии человека на
низших уровнях производственных процессов: рутинные функции оперативного управления
машинами и станками здесь переданы кибернетическим устройствам, то есть человек
выведен из сферы непосредственного воздействия на вещество природы. Поэтому человек
перестает быть придатком машины, а механическая         жесткая  дисциплина труда,
порождаемая индустриальным производством, становится ненужной. Ещё пример: как стало
очевидно в последнее время, вне цивилизации, без использования её возможностей и
продуктов, невозможна оптимизация взаимодействия общества и природы, решение
экологических проблем, создание ноосферы.
      Цивилизация, таким образом, порождает возможность улучшать образ жизни и
условия развития личности, переводить их на новый качественный уровень,
интенсифицировать совершенствование культуры.

       1.7.7. Магия (волшебство)
        Магия (волшебство) — действия или деятельность, которая, как верили и/или верят некоторые люди,
может мистическим путем обращаться к сверхъестественным силам. В качестве сверхъестественных сил в
магическом мировоззрении выступают природные стихии, различные явления природной среды, позднее —
различные энергетические процессы, «силы вообще». Сами эти силы, в соответствии с анимистическими
представлениями, ведут себя подобно людям, имея сознание (душу) и язык, а значит, способность общаться.
Договариваясь с этими силами, направляя их с помощью магии, можно влиять на события в обществе и