Культурология. Лалетин Д.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

недостаточно прояснённое. Вот как определяет символ Британская энциклопедия: «символ
коммуникационный элемент, предназначенный для того, чтобы просто представлять или замещать собой какой-
либо комплекс человека, объект, группу или идею. Символ может быть представлен графически, как крест для
христианства, красный крест или полумесяц для медицинских учреждений и организаций в христианских или
мусульманских странах
; персонифицированно, как человеческие фигуры Марианны, Джона Булла и дяди Сэма,
символизирующие соответственно Францию, Англию и США; он может включать в себя или полностью
состоять из букв, как буква К для химического элемента калия; наконец, он может быть назначен произвольно,
как математический символ бесконечности или символ $ для доллара…». Иначе говоря, символ
должен
вызывать ассоциации с чем-либо или представлять что-либо.
Для одних символов способность символизировать, то есть представлять что-либо иное, основана на
естественном сходстве: крупные хищники исстари символизируют силу, власть. Другие символы приобрели
такую способность благодаря договоренности, соглашению между людьми: это относится, например, к
государственным флагам большинства стран.
Символ в культуре используется широчайшим образом: в науке и образование
(оптимизация понимания и описания различных объектов, фиксация информации,
свертывание информации), воспитании и обучении, в магии, в религиозных культах, в
повседневной жизни (например, дорожные знаки, обозначения входа и выхода) и т.п. По-
видимому, древнейшими прототипами современных символов были фетиши.
По мере развития культуры сферы применения символов, как и их множество и формы, постоянно
меняются. Соответственно трансформируется и их роль, значение в жизни общества. Можно полагать, что с
самого начала становления общества и человека в условиях крайнего дефицита знаний о мире, в рамках
мифологического мировоззрения, количество символов и их значение для
выживания и жизни древнего рода
(позднееплемени, нома или полиса) постоянно возрастали. В древнейшую эпоху уже были найдены многие
наиболее значимые и популярные символы, которые в первоначальной или трансформированной форме
«дожили» до нашего времени и продолжают функционировать в самых различных сферах деятельности,
прежде всегов религиозной, вообще в регуляции
общественной жизни и в управлении. Это общеизвестные
религиозные символы (у христианиконы, кресты, распятия, хлеб и вино евхаристии и проч.), госу-
дарственная символика (флаги, гербы, короны, регалии власти монарха, государственные гимны,
государственные печати), униформа правительственных и других государственных служащих и т.п.
Развитие технологии, науки приводят к появлению рационализма и расширению
его влияния в жизни
общества. Рационализация культуры, всего общественного бытия ограничивает сферу применимости символов
в культуре. По мере распространения рационализма функции символов остаются востребованными в постоянно
сужающемся пространстве деятельности. Все чаще и больше символы эволюционируют в знаки,
воспринимаемые чисто формально. Этот процесс дошел до завершения в так называемых точных науках
и в
модернизированных обществах, особенно в странах западной культуры. Люди при этом пользуются различ-
ными знаками, указателями, эмблемами, не задумываясь о том, что эти изображения могли быть ранее
символами. Поэтому в различных конкретных ситуациях одни и те же артефакты функционируют в качестве
либо символов, либо обычных знаков. Например, государственный флаг может
просто обозначать, какой
стране принадлежит определенный объект, а может восприниматься как символ соответствующего госу-
дарства. Тогда его могут, например, сжигать в знак ненависти или оскорбления или, наоборот, рисковать и даже
жертвовать собственной жизнью ради его спасения.
Необычайно важны символы в тех сферах жизни и деятельности, где присутствуют
иррациональные компоненты. Это оккультные практики, религиозные культы,
художественная культура (и прежде всего искусство), а также те области бытия, которые
связаны с общественными и личными чувствами и эмоциями (отношения полов, патриотизм,
национализм и т.п.). Общеизвестны символы в сферах деятельности, связанных
с
государственным управлением, функционированием государства, с организацией и
упорядочиванием общественной жизни, вообще с властью в обществе. Следует, видимо,
соглашаться с известной идеей, что власть имеет в своих основах компоненты сакральные,
иррациональные (см., например, Н. Бердяева). Именно эта специфика власти определяет её
потребность в символах. Здесь посредством символов часто осуществляется удостоверение,
подтверждение, легитимизация статуса представителей власти, то есть демонстрация и
обоснование права управлять, принимать решения и требования подчиняться, выполнять
приказы и распоряжения (различного рода аксессуары, мундиры, печати, знаки и т.п.).
Символы же поддерживают связи между государством и обществом, группой, личностью,
формируют через эмоции соответствующие установки и переживания (национальные и
государственные флаги
, цвета, эмблемы и проч.). Механизм функционирования символов
здесь опирается как раз на иррациональную сферу, на магическую по существу веру в
тождество символа и того, что он символизирует. Символы, наконец, органично входят в
картину мира, выполняют мировоззренческие функции. В этом качестве они также
составляют важную часть культуры, регулируют поведение людей.
недостаточно прояснённое. Вот как определяет символ Британская энциклопедия: «символ —
коммуникационный элемент, предназначенный для того, чтобы просто представлять или замещать собой какой-
либо комплекс человека, объект, группу или идею. Символ может быть представлен графически, как крест для
христианства, красный крест или полумесяц для медицинских учреждений и организаций в христианских или
мусульманских странах; персонифицированно, как человеческие фигуры Марианны, Джона Булла и дяди Сэма,
символизирующие соответственно Францию, Англию и США; он может включать в себя или полностью
состоять из букв, как буква К для химического элемента калия; наконец, он может быть назначен произвольно,
как математический символ бесконечности или символ $ для доллара ». Иначе говоря, символ должен
вызывать ассоциации с чем-либо или представлять что-либо.
        Для одних символов способность символизировать, то есть представлять что-либо иное, основана на
естественном сходстве: крупные хищники исстари символизируют силу, власть. Другие символы приобрели
такую способность благодаря договоренности, соглашению между людьми: это относится, например, к
государственным флагам большинства стран.
      Символ в культуре используется широчайшим образом: в науке и образование
(оптимизация понимания и описания различных объектов, фиксация информации,
свертывание информации), воспитании и обучении, в магии, в религиозных культах, в
повседневной жизни (например, дорожные знаки, обозначения входа и выхода) и т.п. По-
видимому, древнейшими прототипами современных символов были фетиши.
        По мере развития культуры сферы применения символов, как и их множество и формы, постоянно
меняются. Соответственно трансформируется и их роль, значение в жизни общества. Можно полагать, что с
самого начала становления общества и человека в условиях крайнего дефицита знаний о мире, в рамках
мифологического мировоззрения, количество символов и их значение для выживания и жизни древнего рода
(позднее — племени, нома или полиса) постоянно возрастали. В древнейшую эпоху уже были найдены многие
наиболее значимые и популярные символы, которые в первоначальной или трансформированной форме
«дожили» до нашего времени и продолжают функционировать в самых различных сферах деятельности,
прежде всего — в религиозной, вообще в регуляции общественной жизни и в управлении. Это общеизвестные
религиозные символы (у христиан — иконы, кресты, распятия, хлеб и вино евхаристии и проч.), госу-
дарственная символика (флаги, гербы, короны, регалии власти монарха, государственные гимны,
государственные печати), униформа правительственных и других государственных служащих и т.п.
        Развитие технологии, науки приводят к появлению рационализма и расширению его влияния в жизни
общества. Рационализация культуры, всего общественного бытия ограничивает сферу применимости символов
в культуре. По мере распространения рационализма функции символов остаются востребованными в постоянно
сужающемся пространстве деятельности. Все чаще и больше символы эволюционируют в знаки,
воспринимаемые чисто формально. Этот процесс дошел до завершения в так называемых точных науках и в
модернизированных обществах, особенно в странах западной культуры. Люди при этом пользуются различ-
ными знаками, указателями, эмблемами, не задумываясь о том, что эти изображения могли быть ранее
символами. Поэтому в различных конкретных ситуациях одни и те же артефакты функционируют в качестве
либо символов, либо обычных знаков. Например, государственный флаг может просто обозначать, какой
стране принадлежит определенный объект, а может восприниматься как символ соответствующего госу-
дарства. Тогда его могут, например, сжигать в знак ненависти или оскорбления или, наоборот, рисковать и даже
жертвовать собственной жизнью ради его спасения.
       Необычайно важны символы в тех сферах жизни и деятельности, где присутствуют
иррациональные компоненты. Это оккультные практики, религиозные культы,
художественная культура (и прежде всего искусство), а также те области бытия, которые
связаны с общественными и личными чувствами и эмоциями (отношения полов, патриотизм,
национализм и т.п.). Общеизвестны символы в сферах деятельности, связанных с
государственным управлением, функционированием государства, с организацией и
упорядочиванием общественной жизни, вообще с властью в обществе. Следует, видимо,
соглашаться с известной идеей, что власть имеет в своих основах компоненты сакральные,
иррациональные (см., например, Н. Бердяева). Именно эта специфика власти определяет её
потребность в символах. Здесь посредством символов часто осуществляется удостоверение,
подтверждение, легитимизация статуса представителей власти, то есть демонстрация и
обоснование права управлять, принимать решения и требования подчиняться, выполнять
приказы и распоряжения (различного рода аксессуары, мундиры, печати, знаки и т.п.).
Символы же поддерживают связи между государством и обществом, группой, личностью,
формируют через эмоции соответствующие установки и переживания (национальные и
государственные флаги, цвета, эмблемы и проч.). Механизм функционирования символов
здесь опирается как раз на иррациональную сферу, на магическую по существу веру в
тождество символа и того, что он символизирует. Символы, наконец, органично входят в
картину мира, выполняют мировоззренческие функции. В этом качестве они также
составляют важную часть культуры, регулируют поведение людей.