Культурология. Лалетин Д.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Названная убеждённость возникает потому, что мифы снимают различие между
наличным материальным миром и трансцендентным. Пространство, в котором существуют
боги и все сверхъестественные силы и существа, миф объединяет с чувственно
воспринимаемой средой жизни человека, так что потусторонность бога представляется
просто как очень дальнее расстояние. Всё божественное уравнивается в представлениях с
обычным человеческим, мирским. Магические процедуры и культовые действия
воспринимаются как технология овладения нематериальными силами с помощью
материальных средств.
Мифыэто особое осознание и объяснение мира и бытия человека в мире.
Специфика древнейших первоначальных мифовв том, что человек вписывает
сверхъестественные силы в привычный чувственно доступный мир, напрямую связывает
трансцендентное со своей жизнью, с повседневными возможностями, мотивами и эмоциями.
Так возникают представления о том, что громэто звук от колесницы Николая-Угодника,
или о мировом древе, мировом яйце, о битвах богов, которые привели к привычному для нас
мировому порядку. Как пишет Р. Бультман, «Миф говорит о немирском по-мирски, о богах
по-человечески».
Действие мифических сюжетов разворачивается в ином времени, чем обычное. Это
«другое» время. «Иное» и пространство, в котором действуют персонажи мифов. Наконец, и
сами эти персонажи чаще всегобоги и подобные им сверхъестественные существа, и
происходят в мифических историях часто невероятные вещи, чудеса. Мифы религиозны.
Мифы похожи на сказки, их часто путают. Однако это разные вещи. Миф не
подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются
богам, о которых он повествует. Так называемые народные сказкиэто те мифы, которые
остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, когда они
перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться. Поэтому
такие мифы начинают воспринимаются как выдумки, забава, то есть становятся сказками.
Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены
космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении,
мифы об основании.
Мифы о рождении и воскрешении рассказывают, что можно воскреснуть после
смерти, что время может пойти вспять, что человек превращается в иные существа. В мифах
о наступлении идеального общества (милленнаристские мифы) или явлении спасителя
(мессианские мифы) темы воскрешения и возобновления объединены с эсхатологическими.
Милленаристские и мессианские мифы найдены в племенных культурах в Африке, Южной
Америке и Меланезии; они содержатся в мировых религияхиудаизме, христианстве,
исламе.
Мифы основания описывали основание городов. Они зародились где-нибудь около 4-
х и 3-х тысячелетий до н.э., когда возникали первые города. Примеры мифов об основании
миф о Гильгамеше (Вавилон) и о Ромуле и Реме в Риме.
Миф, мифологическое мышление и мифологическое восприятие мира появляются
потому, что человек верит в определенную структуру бытия (мира). Такая вера опирается на
случайные наблюдения и факты, из которых делаются с помощью воображения и фантазии
столь же случайные сопоставления и выводы; на их основе устанавливаются далеко не
всегда достоверные, чаще всего фантастические, связи между явлениями и процессами
бытия. При этом связи и взаимодействия определяются не через законы природы и общества,
а сверхъестественным образом, через «иное» пространство, с помощью сверхъестественных,
иррациональных сил.
Познание такого мира возможно только посредством мистики. В нем неизбежно
появляется магияименно как вера в мифы о возможности контактов с «иным»
пространством, посредством особых процедур (обрядов, ритуалов, заклинаний…)
воздействовать на реальную жизнь. Особое значение при этом приобретает вера в
абсолютное могущество слова, жеста, знака.
1.7.9.2. Мифология
       Названная убеждённость возникает потому, что мифы снимают различие между
наличным материальным миром и трансцендентным. Пространство, в котором существуют
боги и все сверхъестественные силы и существа, миф объединяет с чувственно
воспринимаемой средой жизни человека, так что потусторонность бога представляется
просто как очень дальнее расстояние. Всё божественное уравнивается в представлениях с
обычным человеческим, мирским. Магические процедуры и культовые действия
воспринимаются как технология овладения нематериальными силами с помощью
материальных средств.
       Мифы — это особое осознание и объяснение мира и бытия человека в мире.
Специфика древнейших первоначальных мифов — в том, что человек вписывает
сверхъестественные силы в привычный чувственно доступный мир, напрямую связывает
трансцендентное со своей жизнью, с повседневными возможностями, мотивами и эмоциями.
Так возникают представления о том, что гром — это звук от колесницы Николая-Угодника,
или о мировом древе, мировом яйце, о битвах богов, которые привели к привычному для нас
мировому порядку. Как пишет Р. Бультман, «Миф говорит о немирском по-мирски, о богах
— по-человечески».
       Действие мифических сюжетов разворачивается в ином времени, чем обычное. Это
«другое» время. «Иное» и пространство, в котором действуют персонажи мифов. Наконец, и
сами эти персонажи чаще всего — боги и подобные им сверхъестественные существа, и
происходят в мифических историях часто невероятные вещи, чудеса. Мифы религиозны.
       Мифы похожи на сказки, их часто путают. Однако это разные вещи. Миф не
подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются
богам, о которых он повествует. Так называемые народные сказки — это те мифы, которые
остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, когда они
перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться. Поэтому
такие мифы начинают воспринимаются как выдумки, забава, то есть становятся сказками.
       Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены
космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении,
мифы об основании.
       Мифы о рождении и воскрешении рассказывают, что можно воскреснуть после
смерти, что время может пойти вспять, что человек превращается в иные существа. В мифах
о наступлении идеального общества (милленнаристские мифы) или явлении спасителя
(мессианские мифы) темы воскрешения и возобновления объединены с эсхатологическими.
Милленаристские и мессианские мифы найдены в племенных культурах в Африке, Южной
Америке и Меланезии; они содержатся в мировых религиях — иудаизме, христианстве,
исламе.
       Мифы основания описывали основание городов. Они зародились где-нибудь около 4-
х и 3-х тысячелетий до н.э., когда возникали первые города. Примеры мифов об основании
— миф о Гильгамеше (Вавилон) и о Ромуле и Реме в Риме.
       Миф, мифологическое мышление и мифологическое восприятие мира появляются
потому, что человек верит в определенную структуру бытия (мира). Такая вера опирается на
случайные наблюдения и факты, из которых делаются с помощью воображения и фантазии
столь же случайные сопоставления и выводы; на их основе устанавливаются далеко не
всегда достоверные, чаще всего фантастические, связи между явлениями и процессами
бытия. При этом связи и взаимодействия определяются не через законы природы и общества,
а сверхъестественным образом, через «иное» пространство, с помощью сверхъестественных,
иррациональных сил.
       Познание такого мира возможно только посредством мистики. В нем неизбежно
появляется магия — именно как вера в мифы о возможности контактов с «иным»
пространством, посредством особых процедур (обрядов, ритуалов, заклинаний )
воздействовать на реальную жизнь. Особое значение при этом приобретает вера в
абсолютное могущество слова, жеста, знака.

1.7.9.2. Мифология