ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
РАЗДЕЛ I
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
1.1. Культурология в системе гуманитарных наук
Культурология — формирующаяся в российском обществознании теоретическая дисциплина,
называющая своим предметом культуру
. Название дисциплины произведено от латинского слова cultura и
давно прижившегося в русском языке окончания «...логия» (от греч. logos — слово, понятие, учение) в словах,
обозначающих некоторую область знания, научную дисциплину. Специфика культурологии обычно
усматривается в её интегративном характере: бытие и деятельность человека и общества здесь трактуются как
целостные феномены. Поэтому культурология — междисциплинарная отрасль знания. Она претендует на
выявление наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры,
исследует генезис, функционирование и развитие культуры как целого и её составляющих.
Российская культурология является, несомненно, ярко выраженной гуманитарной наукой уже по
определению. Её позиционируют как теорию «среднего уровня»: культурология занимает по
уровню
абстракции и обобщения промежуточное положение между знанием метатеоретическим, метафизическим
(таким, как, например, философия) и дисциплинами эмпирического уровня (такими, как большинство
исторических наук, этнография, прикладная социология). Таким уровнем, находящимся как бы «между»
уровнями философско-теоретическим и предметным, является, в частности, социальный. Здесь и может делать
обобщения культурология. Поэтому именно культурология
призвана изучать такие сферы общественного
бытия, как политическая культура, правовая культура, художественная культура и т.п. Она же может
исследовать механизмы социальной организации, регуляции и коммуникации в обществе и соответствующие
социальные институты, их главные характеристики, закономерности возникновения и формирования (А. Я.
Флиер).
Культурология, как отмечается в отечественной литературе, объединяет теоретический
и исторический
пути изучения культуры. Её определяют, например, как «комплекс наук, изучающих культурное поведение
человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»
1
. Культурология
близка к социологии, к философии, к философии истории. Культурология использует положения и данные
истории, археологии, этнографии, религиоведения, педагогики, этики, эстетики, социальной психологии,
искусствознания, языкознания и многих других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и
общества. Обычно указывается, что культурология возникла на пересечении этих научных дисциплин. Вместе
с тем подчёркивается,
что культурология — не просто свод знаний о культуре, а основа гуманитаризации
сознания, картины мира, мировоззрения.
Западное обществоведение не знает культурологии как отдельной научной дисциплины; практически
всё, что в России сегодня выступает в качестве предмета культурологии, на Западе изучается блоком
антропологических дисциплин в составе общественных наук (social sciences), и прежде всего социокультурной
антропологией и
культурной (культуральной) антропологией (см. ниже).
«Создателями культурологии» многие российские учебники и учебные пособия называют великих
философов и гуманистов, таких, как Дж. Вико, И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В. Дильтей, Г. Риккерт и др.
Иногда даже зачисляют сюда Аристотеля и многих других крупнейших философов.
Однако на самом
деле эти выдающиеся мыслители не помышляли о культурологии. Они, исходя из
своих философских концепций, исследовали не культуру, а мир в целом, человека и общество. Правильнее
называть их не создателями, а, скажем, предшественниками культурологии: они исследовали и применяли
многие понятия, работающие в культурологии, в том числе и понятие культуры.
В качестве
примера можно привести Гегеля. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) — известный немецкий
философ, представитель немецкой классической философии. В ряде учебников и учебных пособий по
культурологии утверждается, что он разработал настоящую полную теорию культуры. В частности, в учебнике
под редакцией А.А. Радугина соответствующий параграф прямо объявляет всю философию Гегеля теорией
культуры.
1
Культура:теорииипроблемы./Т.Ф.Кузнецова,В.М.Межуев,И.О.Шайтановидр.—
М.:Наука,1995,с.38.
РАЗДЕЛ I ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Глава 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ 1.1. Культурология в системе гуманитарных наук Культурология формирующаяся в российском обществознании теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру. Название дисциплины произведено от латинского слова cultura и давно прижившегося в русском языке окончания «...логия» (от греч. logos слово, понятие, учение) в словах, обозначающих некоторую область знания, научную дисциплину. Специфика культурологии обычно усматривается в её интегративном характере: бытие и деятельность человека и общества здесь трактуются как целостные феномены. Поэтому культурология междисциплинарная отрасль знания. Она претендует на выявление наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры, исследует генезис, функционирование и развитие культуры как целого и её составляющих. Российская культурология является, несомненно, ярко выраженной гуманитарной наукой уже по определению. Её позиционируют как теорию «среднего уровня»: культурология занимает по уровню абстракции и обобщения промежуточное положение между знанием метатеоретическим, метафизическим (таким, как, например, философия) и дисциплинами эмпирического уровня (такими, как большинство исторических наук, этнография, прикладная социология). Таким уровнем, находящимся как бы «между» уровнями философско-теоретическим и предметным, является, в частности, социальный. Здесь и может делать обобщения культурология. Поэтому именно культурология призвана изучать такие сферы общественного бытия, как политическая культура, правовая культура, художественная культура и т.п. Она же может исследовать механизмы социальной организации, регуляции и коммуникации в обществе и соответствующие социальные институты, их главные характеристики, закономерности возникновения и формирования (А. Я. Флиер). Культурология, как отмечается в отечественной литературе, объединяет теоретический и исторический пути изучения культуры. Её определяют, например, как «комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»1. Культурология близка к социологии, к философии, к философии истории. Культурология использует положения и данные истории, археологии, этнографии, религиоведения, педагогики, этики, эстетики, социальной психологии, искусствознания, языкознания и многих других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Обычно указывается, что культурология возникла на пересечении этих научных дисциплин. Вместе с тем подчёркивается, что культурология не просто свод знаний о культуре, а основа гуманитаризации сознания, картины мира, мировоззрения. Западное обществоведение не знает культурологии как отдельной научной дисциплины; практически всё, что в России сегодня выступает в качестве предмета культурологии, на Западе изучается блоком антропологических дисциплин в составе общественных наук (social sciences), и прежде всего социокультурной антропологией и культурной (культуральной) антропологией (см. ниже). «Создателями культурологии» многие российские учебники и учебные пособия называют великих философов и гуманистов, таких, как Дж. Вико, И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В. Дильтей, Г. Риккерт и др. Иногда даже зачисляют сюда Аристотеля и многих других крупнейших философов. Однако на самом деле эти выдающиеся мыслители не помышляли о культурологии. Они, исходя из своих философских концепций, исследовали не культуру, а мир в целом, человека и общество. Правильнее называть их не создателями, а, скажем, предшественниками культурологии: они исследовали и применяли многие понятия, работающие в культурологии, в том числе и понятие культуры. В качестве примера можно привести Гегеля. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) известный немецкий философ, представитель немецкой классической философии. В ряде учебников и учебных пособий по культурологии утверждается, что он разработал настоящую полную теорию культуры. В частности, в учебнике под редакцией А.А. Радугина соответствующий параграф прямо объявляет всю философию Гегеля теорией культуры. 1 Культура: теории и проблемы. / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995, с. 38.