Культурология. Лалетин Д.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

На самом деле Гегель не пытался исследовать культуру и уж тем более не собирался строить теорию
культуры. Гегель объяснял мир и человека. Он использовал термин «культура», но не часто, и не определял его
специально. В литературе отмечается, что в философской системе Гегеля культура не названа по имени.
Система Гегеля, предлагаемое ею
понимание мира и человека исходит из идеи, что всё бытие мира есть этапы
или ступени самореализации мирового духа.
Поскольку очевидное проявление духадуховностьявляется неотъемлемой
составляющей культуры, сегодня у некоторых российских культурологов появляется
возможность и соблазн отождествить развитие духа, которое Гегель рассматривал как
сущностное содержание движения в мире, с развитием культуры. Приравнять систему Гегеля
к теории культуры тем более соблазнительно, что Гегель постоянно говорил о развитии духа в
человеке
как об образовании (нем. Bildung). А культура и образование связаны самым тесным
образом. Поэтому в многотомном собрании сочинений Гегеля, издание которого на русском
языке было начато еще в 30-е годы, во многих местах гегелевское «образование» («Bildung»)
было переведено как «культура». Это относится, прежде всего, к известному параграфу 187 из
«Философии права»: перевод 1934 года
использует здесь термин «культура». Везде, где
Гегель прямо писал «образованный человек», в русском переводе 1934 года появился
«человек культурный» (см.: Гегель Г. Соч. Т. VII. М.-Л.: 1934, с. 215-216, 222).
Соответственно получилось, что речь здесь идет о культуре. Перевод 1990 года восстановил
подлинный гегелевский термин «образование». И этот, более современный, перевод ближе к
мысли Гегеля
, чем предшествующий. Философ имел в виду не культуру в прямом смысле, а
процесс совершенствования сознания, образование, формирование «теоретической
культуры». Она, по Гегелю, представляет собой «не только многообразие представлений и
знаний, но и подвижность и быстроту представления и перехода от одного представления к
другому, постижение сложных и всеобщих отношений и т.
д. — формирование рассудка
вообще, а вместе с тем и языка» (Гегель Г. Философия права. М.: 1990. С. 239). Под
«практической культурой» здесь же предлагается понимать потребность и привычку к
занятиям вообще (там же). Совершенно очевидно, что Гегель ведет речь именно об
образовании, а не о культуре, тем более не о культуре в
современном значении этого термина.
Так что объявлять Гегеля создателем теории культурызначит делать большую натяжку,
выдавать желаемое за действительное.
Больше всех на звание «создателя культурологии» мог бы претендовать американский антрополог Л.
Уайт, опубликовавший книги «Наука о культуре» (“The Science of Culture”, N.Y., 1948) и «Эволюция культуры»
(“The Evolution of Culture”, N.Y., 1959)
2
. При этом ещё в 1871 г. первую главу своей книги «Первобытная
культура» Э.Б. Тайлор назвал «Наука о культуре», а вторую — «Развитие культуры».
На Западе это предложениесоздать особую науку о культурене принято. Культура там изучается
в границах антропологии. Именно антропология и является источником культурологии как науки.
В российском обществоведении
активное исследование проблем культуры началось в 70-е годы
прошлого, ХХ века. Тогда вышли книги Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Э.В. Соколова, Э. А. Баллера, Л.Н.
Когана и Ю.Р. Вишневского, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова и других исследователей, активно
разрабатывавших проблемы культуры.
1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
Антропология (от греч. anthropos — человек и logos) — наука о человеке.
В советской и марксисткой литературе антропология трактуется как биологическая наука о
происхождении, эволюции и тенденциях изменения физической организации человека и его рас.
Соответственно включает в себя разделы об антропогенезе, морфологии человека и о расах, т. е. этническую
антропологию.
В западной науке антропология
органическая часть общественных наук (social sciences), наука о
происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. К ней
относят этнологию и этнографию, а также антропологии культурную (культуральную), физическую,
социальную, психологическую, философскую. Большое внимание уделяется антропологии прикладной.
2
Л. Уайт придерживался концепции культурного эволюционизманаправления, основанного в ХХ в.
Гербертом Спенсером, Льюисом Х. Морганом и Эдвардом Тайлором. По Уайту, эволюции культуры
способствовало развитие технологии, особенно рост использования энергии на душу населения. Л. Уайт считал
своим самым большим вкладом в антропологию свою концепцию культурологииНаука о культуре», 1948).
        На самом деле Гегель не пытался исследовать культуру и уж тем более не собирался строить теорию
культуры. Гегель объяснял мир и человека. Он использовал термин «культура», но не часто, и не определял его
специально. В литературе отмечается, что в философской системе Гегеля культура не названа по имени.
Система Гегеля, предлагаемое ею понимание мира и человека исходит из идеи, что всё бытие мира есть этапы
или ступени самореализации мирового духа.

              Поскольку очевидное проявление духа — духовность — является неотъемлемой
       составляющей культуры, сегодня у некоторых российских культурологов появляется
       возможность и соблазн отождествить развитие духа, которое Гегель рассматривал как
       сущностное содержание движения в мире, с развитием культуры. Приравнять систему Гегеля
       к теории культуры тем более соблазнительно, что Гегель постоянно говорил о развитии духа в
       человеке как об образовании (нем. Bildung). А культура и образование связаны самым тесным
       образом. Поэтому в многотомном собрании сочинений Гегеля, издание которого на русском
       языке было начато еще в 30-е годы, во многих местах гегелевское «образование» («Bildung»)
       было переведено как «культура». Это относится, прежде всего, к известному параграфу 187 из
       «Философии права»: перевод 1934 года использует здесь термин «культура». Везде, где
       Гегель прямо писал «образованный человек», в русском переводе 1934 года появился
       «человек культурный» (см.: Гегель Г. Соч. Т. VII. М.-Л.: 1934, с. 215-216, 222).
       Соответственно получилось, что речь здесь идет о культуре. Перевод 1990 года восстановил
       подлинный гегелевский термин «образование». И этот, более современный, перевод ближе к
       мысли Гегеля, чем предшествующий. Философ имел в виду не культуру в прямом смысле, а
       процесс совершенствования сознания, образование, формирование «теоретической
       культуры». Она, по Гегелю, представляет собой «не только многообразие представлений и
       знаний, но и подвижность и быстроту представления и перехода от одного представления к
       другому, постижение сложных и всеобщих отношений и т.д. — формирование рассудка
       вообще, а вместе с тем и языка» (Гегель Г. Философия права. М.: 1990. С. 239). Под
       «практической культурой» здесь же предлагается понимать потребность и привычку к
       занятиям вообще (там же). Совершенно очевидно, что Гегель ведет речь именно об
       образовании, а не о культуре, тем более не о культуре в современном значении этого термина.
       Так что объявлять Гегеля создателем теории культуры — значит делать большую натяжку,
       выдавать желаемое за действительное.

        Больше всех на звание «создателя культурологии» мог бы претендовать американский антрополог Л.
Уайт, опубликовавший книги «Наука о культуре» (“The Science of Culture”, N.Y., 1948) и «Эволюция культуры»
(“The Evolution of Culture”, N.Y., 1959)2. При этом ещё в 1871 г. первую главу своей книги «Первобытная
культура» Э.Б. Тайлор назвал «Наука о культуре», а вторую — «Развитие культуры».
        На Западе это предложение — создать особую науку о культуре — не принято. Культура там изучается
в границах антропологии. Именно антропология и является источником культурологии как науки.
        В российском обществоведении активное исследование проблем культуры началось в 70-е годы
прошлого, ХХ века. Тогда вышли книги Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Э.В. Соколова, Э. А. Баллера, Л.Н.
Когана и Ю.Р. Вишневского, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова и других исследователей, активно
разрабатывавших проблемы культуры.


1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
       Антропология (от греч. anthropos — человек и logos) — наука о человеке.
       В советской и марксисткой литературе антропология трактуется как биологическая наука о
происхождении, эволюции и тенденциях изменения физической организации человека и его рас.
Соответственно включает в себя разделы об антропогенезе, морфологии человека и о расах, т. е. этническую
антропологию.
       В западной науке антропология — органическая часть общественных наук (social sciences), наука о
происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. К ней
относят этнологию и этнографию, а также антропологии культурную (культуральную), физическую,
социальную, психологическую, философскую. Большое внимание уделяется антропологии прикладной.

2
        Л. Уайт придерживался концепции культурного эволюционизма — направления, основанного в ХХ в.
Гербертом Спенсером, Льюисом Х. Морганом и Эдвардом Тайлором. По Уайту, эволюции культуры
способствовало развитие технологии, особенно рост использования энергии на душу населения. Л. Уайт считал
своим самым большим вкладом в антропологию свою концепцию культурологии («Наука о культуре», 1948).