Культурология. Лалетин Д.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рут Бенедикт в 1930-е гг. изучала юго-западные американские индейские группы, что привело к
появлению культурной психологиираздела культурной антропологии. Бенедикт предположила, что
культуры в своём развитии накладывают на людей, независимо от факторов окружающей среды, уникальную
«психологическую сеть».
В середине ХХ века, в 40-е и 50-е годы, западная антропология испытала
сильное влияние
психоаналитических теорий. Антропологи начали искать связи между психическим опытом детских
переживаний, принявшим форму культурных паттернов, личностью взрослого и культурными обычаями и
установками. Американская антропология собрала гигантский объем данных о жизни различных народов по
всему миру. Эта информация используется для установления статистически значимых связей между
социальной организацией, образом жизни, религиозными
верованиями и ритуалами и другими обычаями и
традициями. Затем проводится сравнение культур различных народов по выявленным связям. (Этот так
называемый компаративный, или сравнительный, метод впервые предложил английский антрополог Э. Б.
Тайлор.)
После второй мировой войны объединяющей темой в западной культурной антропологии на некоторое
время стал интерес к значениям и символам.
В этом направлении работали Э. Лич, В. Тэрнер, М. Дуглас в
английской традиции и К. Гиртц и Д. Шнейдер в американской.
Французский антрополог К. Леви-Строс выдвинул гипотезу о влиянии структур сознания на
конфигурацию культуры. Эта гипотеза привлекла всеобщее внимание.
Кроме того, в эти десятилетия культурная антропология стала подлинно интернациональной, поскольку
в исследования включились антропологи самых разных страняпонские, индийские, нигерийские,
мексиканские, бразильские, индонезийские и др.
Направления современных культурно-антропологических исследований весьма
разнообразны, они определяются такими процессами, как:
- деколонизация;
- трансформация кочевых в недавнем прошлом племенных народов в
земледельцев и в горожаннаёмных работников;
- процессы развития культур и общественной жизни вообще, их вестернизации и
модернизации.
Для исследования культурной адаптации к экосистемам, взаимодействия биологии и
культуры
, возникновения социальной организации в человеческом обществе с учетом новых
данных о приматах и т.п. проблем используется (в современных формах) эволюционный
подход.
Продолжая традиции Боаса, в США изучаются взаимоотношения языка и культуры.
Это привело к появлению в 1960-е гг. понимающей (когнитивной) антропологии.
С 1980-х гг. культурная антропология становится во всё
большей степени прикладной
наукой. Она исследует региональные проблемы здравоохранения, образования, защиты
природной среды, развития городов. Многие антропологи приглашаются на работу в
государственные структуры, исследовательские корпорации, племенные правительства
аборигенных американцев. Исследования, как правило, становятся комплексными, возрастает
применение количественных методов.
Отсюданеобходимость работы большими командами. Если прежде исследования
проводил, как правило, одинокий полевой
работник, целыми месяцами живший изолированно
в какой-нибудь удаленной деревне, то в современных полевых исследовательских проектах
участвует много специалистов, включая консультантов по математической статистике,
биологов, различного рода специалистов-обществоведов (социологов, психологов,
религиоведов, этнографов, этнологов и т. п.). Члены исследуемых сообществ часто получают
определенную пользу от исследовательских проектов. В свою очередь,
как отмечают
англоязычные источники, практическая направленность антропологических исследований
открывает новые направления в обществоведении.
Культурная (культуральная) антропология отличается от этнографии и этнологии тем,
что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. В отличие от
социологии, культурная антропология делает акцент на понимании общества в его
целостности и на изучении активного общества «изнутри
», при реальном активном участии
антропологов в деятельности этого общества. В западной литературе указывается, что
культурную антропологию не следует отождествлять с антропологией социальной,
поскольку антропология социальная имеет своим главным предметом функционирование
социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур.
Культурная (культуральная) антропология включает в себя разделы:
° Антропология физическая;
° антропологическая лингвистика;
        Рут Бенедикт в 1930-е гг. изучала юго-западные американские индейские группы, что привело к
появлению культурной психологии — раздела культурной антропологии. Бенедикт предположила, что
культуры в своём развитии накладывают на людей, независимо от факторов окружающей среды, уникальную
«психологическую сеть».
        В середине ХХ века, в 40-е и 50-е годы, западная антропология испытала сильное влияние
психоаналитических теорий. Антропологи начали искать связи между психическим опытом детских
переживаний, принявшим форму культурных паттернов, личностью взрослого и культурными обычаями и
установками. Американская антропология собрала гигантский объем данных о жизни различных народов по
всему миру. Эта информация используется для установления статистически значимых связей между
социальной организацией, образом жизни, религиозными верованиями и ритуалами и другими обычаями и
традициями. Затем проводится сравнение культур различных народов по выявленным связям. (Этот так
называемый компаративный, или сравнительный, метод впервые предложил английский антрополог Э. Б.
Тайлор.)
        После второй мировой войны объединяющей темой в западной культурной антропологии на некоторое
время стал интерес к значениям и символам. В этом направлении работали Э. Лич, В. Тэрнер, М. Дуглас в
английской традиции и К. Гиртц и Д. Шнейдер в американской.
        Французский антрополог К. Леви-Строс выдвинул гипотезу о влиянии структур сознания на
конфигурацию культуры. Эта гипотеза привлекла всеобщее внимание.
        Кроме того, в эти десятилетия культурная антропология стала подлинно интернациональной, поскольку
в исследования включились антропологи самых разных стран — японские, индийские, нигерийские,
мексиканские, бразильские, индонезийские и др.

              Направления современных культурно-антропологических исследований весьма
       разнообразны, они определяются такими процессами, как:
                  - деколонизация;
                  - трансформация кочевых в недавнем прошлом племенных народов в
                     земледельцев и в горожан — наёмных работников;
                  - процессы развития культур и общественной жизни вообще, их вестернизации и
                     модернизации.
              Для исследования культурной адаптации к экосистемам, взаимодействия биологии и
       культуры, возникновения социальной организации в человеческом обществе с учетом новых
       данных о приматах и т.п. проблем используется (в современных формах) эволюционный
       подход.
              Продолжая традиции Боаса, в США изучаются взаимоотношения языка и культуры.
       Это привело к появлению в 1960-е гг. понимающей (когнитивной) антропологии.
              С 1980-х гг. культурная антропология становится во всё большей степени прикладной
       наукой. Она исследует региональные проблемы здравоохранения, образования, защиты
       природной среды, развития городов. Многие антропологи приглашаются на работу в
       государственные структуры, исследовательские корпорации, племенные правительства
       аборигенных американцев. Исследования, как правило, становятся комплексными, возрастает
       применение количественных методов.
              Отсюда — необходимость работы большими командами. Если прежде исследования
       проводил, как правило, одинокий полевой работник, целыми месяцами живший изолированно
       в какой-нибудь удаленной деревне, то в современных полевых исследовательских проектах
       участвует много специалистов, включая консультантов по математической статистике,
       биологов, различного рода специалистов-обществоведов (социологов, психологов,
       религиоведов, этнографов, этнологов и т. п.). Члены исследуемых сообществ часто получают
       определенную пользу от исследовательских проектов. В свою очередь, как отмечают
       англоязычные источники, практическая направленность антропологических исследований
       открывает новые направления в обществоведении.
              Культурная (культуральная) антропология отличается от этнографии и этнологии тем,
       что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. В отличие от
       социологии, культурная антропология делает акцент на понимании общества в его
       целостности и на изучении активного общества «изнутри», при реальном активном участии
       антропологов в деятельности этого общества. В западной литературе указывается, что
       культурную антропологию не следует отождествлять с антропологией социальной,
       поскольку антропология социальная имеет своим главным предметом функционирование
       социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур.

       Культурная (культуральная) антропология включает в себя разделы:
       ° Антропология физическая;
       ° антропологическая лингвистика;