Культурология. Лалетин Д.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

политические и экономические организации. В западной литературе указывается, что
социальная антропология отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью,
тем, что социальная антропология не ограничивается описанием фактов. В то же время
социальная антропология отличается и от социологии тем, что своей главной задачей считает
понимание общества как целостности.
В США Ф. Боас и его ученики, как сказано выше, развивали исследования в направлении, называемом
культурной (культуральной) антропологией. Во второй половине 20 в. культурная антропология все чаще
срасталась с социальной антропологией, развивавшейся в Англии и Франции, так что сегодня многие
антропологи на Западе говорят об их синтезе и даже идентичности. Некоторое время
велись серьезные дебаты о
том, что должно быть главным предметом изучения антропологиисоциальные системы или, как в
американской традиции, сравнительное изучение культур. В итоге выяснилось, что исследования образа жизни
и поведения всегда требуют изучать и одно, и другое. Поэтому сегодня на Западе всё чаще говорят о
социокультурной антропологии. Первый в
российской литературе учебник называется «Введение в социальную
и культурную антропологию» (Орлова Э. А. , М., 1994; см. также Орлова Э.А., 2004).
1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
Бесконечная сложность и многообразие культуры в её действительности предопределяет существенную
неоднозначность предмета культурологии (см. ниже «Модель культуры», «Типология культуры»). Поэтому
возникают различные версии культурологии: «семиотическая» (Ю. Лотман), «литературоведческая» (С.
Аверинцев), «диалогическая» (В. Библер), «историческая» (Л. Баткин, А. Гуревич) и др. Изучаются самые
различные аспекты, явления и процессы культуры.
Однако
познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельных явлений.
Познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных
форм и сторон культуры становится важнейшей задачей теории
культуры; описание процесса изменений
целостной культуры как её истории есть цель культурологии при познании действительности культуры. И
здесь предмет культурологии практически совпадает с предметом культурной антропологии, социальной
антропологии и других антропологических дисциплин. На уровне действительности осуществляется
сравнительный анализкомпаративистское исследование») особенностей культуры в различных обществах,
становится возможно социально-инженерное использование данных и выводов культурологии, то есть
прикладная культурология
.
Предмет культурологии можно выделять на основании того, что культура осуществляет регуляцию
социальной практики и взаимодействий между людьми. Тогда предметом культурологии на уровне
действительности в первом приближении будет «сложный функциональный комплекс средств и механизмов
взаимопонимания и взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей» (А.Я. Флиер), прежде всего
ценностно-нормативные установки и механизмы,
регулирующие всякую социальную практику и в особенности
взаимодействие и взаимопонимание между людьми. Можно согласиться с утверждением, что культура
существует как сеть взаимодействий в обществе, в которой важнейшее значение имеют ценности и смыслы, как
непрерывное упорядочение, становление (см., например: Чернявская Ю.В., 2004).
Это также указывает на междисциплинарный характер культурологии как отрасли знания
. Предмет
культурологии возникает как бы на пересечении предметов социологии культуры и философии истории,
философии культуры.
Поэтому культурология использует методы
истории, археологии, этнографии, религиоведения,
языкознания, истории науки, философии и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и
общества. Важную роль при этом играет системный, структурный, системно-структурный и структурно-
функциональный подходы. Многие культурологические исследования используют методы и подходы
семиотики, аксиологии, даже философии. Прикладная культурология находится на стыке фундаментальной
культурологии с
экономикой, политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой.
Методы этих наук, включая эксперимент, наблюдение, опросы всех форм, тестирование и т.д., также
используются в культурологии для того, чтобы исследовать культурные процессы и разрабатывать проекты
целенаправленного воздействия на культурно-ценностные установки людей.
1.3. Термин «культура»
Культураэто прежде всего слово (термин), которое обозначает нечто, постоянно имеющее
отношение к каждому человеку и ко всей общественной жизни. Слово, или термин, «культура» происходит от
латинского cultura, которое в древнем Риме обозначало возделывание, обрабатывание, уход, воспитание,
образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere — взращивать, возделывать землю, заниматься
земледелием. Впервые оно встречается у
Цицерона.
Лингвисты отмечают, что самостоятельное существительное «культура» в Европе стало употребляться
лишь с XVIII века. До этого оно работало только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение
того, с чем сочеталось: «cultura juris» — выработка правил поведения, «cultura linguae» — совершенствование
языка и т. д. Это особенно усилило и без того тесную в то время связь между культурой и образованием
,
которое представляет собой именно совершенствование интеллектуальных, мыслительных, духовных свойств
       политические и экономические организации. В западной литературе указывается, что
       социальная антропология отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью,
       тем, что социальная антропология не ограничивается описанием фактов. В то же время
       социальная антропология отличается и от социологии тем, что своей главной задачей считает
       понимание общества как целостности.

        В США Ф. Боас и его ученики, как сказано выше, развивали исследования в направлении, называемом
культурной (культуральной) антропологией. Во второй половине 20 в. культурная антропология все чаще
срасталась с социальной антропологией, развивавшейся в Англии и Франции, так что сегодня многие
антропологи на Западе говорят об их синтезе и даже идентичности. Некоторое время велись серьезные дебаты о
том, что должно быть главным предметом изучения антропологии — социальные системы или, как в
американской традиции, сравнительное изучение культур. В итоге выяснилось, что исследования образа жизни
и поведения всегда требуют изучать и одно, и другое. Поэтому сегодня на Западе всё чаще говорят о
социокультурной антропологии. Первый в российской литературе учебник называется «Введение в социальную
и культурную антропологию» (Орлова Э. А. , М., 1994; см. также Орлова Э.А., 2004).

1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
        Бесконечная сложность и многообразие культуры в её действительности предопределяет существенную
неоднозначность предмета культурологии (см. ниже «Модель культуры», «Типология культуры»). Поэтому
возникают различные версии культурологии: «семиотическая» (Ю. Лотман), «литературоведческая» (С.
Аверинцев), «диалогическая» (В. Библер), «историческая» (Л. Баткин, А. Гуревич) и др. Изучаются самые
различные аспекты, явления и процессы культуры.
        Однако познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельных явлений.
        Познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных
форм и сторон культуры становится важнейшей задачей теории культуры; описание процесса изменений
целостной культуры как её истории есть цель культурологии при познании действительности культуры. И
здесь предмет культурологии практически совпадает с предметом культурной антропологии, социальной
антропологии и других антропологических дисциплин. На уровне действительности осуществляется
сравнительный анализ («компаративистское исследование») особенностей культуры в различных обществах,
становится возможно социально-инженерное использование данных и выводов культурологии, то есть
прикладная культурология.
        Предмет культурологии можно выделять на основании того, что культура осуществляет регуляцию
социальной практики и взаимодействий между людьми. Тогда предметом культурологии на уровне
действительности в первом приближении будет «сложный функциональный комплекс средств и механизмов
взаимопонимания и взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей» (А.Я. Флиер), прежде всего
ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всякую социальную практику и в особенности
взаимодействие и взаимопонимание между людьми. Можно согласиться с утверждением, что культура
существует как сеть взаимодействий в обществе, в которой важнейшее значение имеют ценности и смыслы, как
непрерывное упорядочение, становление (см., например: Чернявская Ю.В., 2004).
        Это также указывает на междисциплинарный характер культурологии как отрасли знания. Предмет
культурологии возникает как бы на пересечении предметов социологии культуры и философии истории,
философии культуры.
        Поэтому культурология использует методы истории, археологии, этнографии, религиоведения,
языкознания, истории науки, философии и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и
общества. Важную роль при этом играет системный, структурный, системно-структурный и структурно-
функциональный подходы. Многие культурологические исследования используют методы и подходы
семиотики, аксиологии, даже философии. Прикладная культурология находится на стыке фундаментальной
культурологии с экономикой, политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой.
Методы этих наук, включая эксперимент, наблюдение, опросы всех форм, тестирование и т.д., также
используются в культурологии для того, чтобы исследовать культурные процессы и разрабатывать проекты
целенаправленного воздействия на культурно-ценностные установки людей.

1.3. Термин «культура»
        Культура — это прежде всего слово (термин), которое обозначает нечто, постоянно имеющее
отношение к каждому человеку и ко всей общественной жизни. Слово, или термин, «культура» происходит от
латинского cultura, которое в древнем Риме обозначало возделывание, обрабатывание, уход, воспитание,
образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere — взращивать, возделывать землю, заниматься
земледелием. Впервые оно встречается у Цицерона.
        Лингвисты отмечают, что самостоятельное существительное «культура» в Европе стало употребляться
лишь с XVIII века. До этого оно работало только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение
того, с чем сочеталось: «cultura juris» — выработка правил поведения, «cultura linguae» — совершенствование
языка и т. д. Это особенно усилило и без того тесную в то время связь между культурой и образованием,
которое представляет собой именно совершенствование интеллектуальных, мыслительных, духовных свойств