Культурология. Лалетин Д.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Культурная (культуральная) антропология сегодня считается на Западе главным разделом
антропологии. Она изучает человеческую культуру во всех её аспектах. Изучается действительность культуры,
то есть локальные культуры различных народов мира. Для этого культурная антропология использует методы,
концепции и результаты археологических, этнологических, этнографических, лингвистических,
социологических и психологических сравнительных
компаративистких» или «компаративных»)
исследований. Объектом исследования в культурной (культуральной) антропологии пока ещё часто являются
незападные культуры.
Многие источники отмечают, что корни современной культурной (культуральной)
антропологии уходят в век великих географических открытий, когда технологически
продвинутые европейские культуры вошли в широкие контакты с различными
«традиционными» культурами. Бльшую часть новооткрытых культур европейцы определили
как «дикарские» или «примитивные». Этнография и этнология как составляющие
антропологии сформировались как раз в ходе описания
и изучения этих культур. Считается,
что этнография более ориентирована на описание, сбор информации о специфических чертах
реальной культуры, а этнология предусматривает и анализ собранного материала, она более
теоретична.
В 1859 г. Чарльз Дарвин опубликовал знаменитую работу «Происхождения видов», где объяснил
многообразие форм жизни через концепцию эволюции. Эта концепция затем была применена обществоведами
для объяснения развития обществ и народов во времени. Подобно тому, как в биологии эволюция объясняла
происхождение всего разнообразия жизни, в обществоведении с её помощью выводилось разнообразие культур
и
языков. Так возник эволюционизм в обществоведении, в том числе эволюционизм культурный. Эволюционизм
был популярен в конце ХIХ века и начале XX, обосновывая линейную концепцию истории. Эта концепция
считает, что все человеческие сообщества проходят один и тот же путьот состояния «дикости» к
«варварству» и наконец к так называемому «цивилизованному» (
то есть западноевропейскому) человеку.
«Дикарские» и «примитивные» культуры при таком подходе выступали как ступени развития культуры,
предшествующие культуре европейской.
Затем появилась критика культурного эволюционизма. Указывались важнейшие его
недостатки:
цивилизация, достигнутая посредством последовательного развития от уровня к
уровню, порождает этноцентризм и даже расизм,
эволюционизм может только описывать культурные различия, но не объяснять их.
В ХХ в. вместо эволюционизма господствующей методологией культурной антропологии на Западе
надолго стали функционализм и структурный функционализм.
Одним из основателей структурно-функционального подхода считается французский социолог Э.
Дюркгейм. Он вслед за Г. Спенсером предложил «организмический» взгляд на общество (холизм), когда
функционирование общества уподобляется жизнедеятельности организма, причем общественные структуры
аналогичны органам и
системам тела.
Методологический подход Дюркгейма приняли английские культурантропологи А. Р. Рэдклифф-Браун
и Б. Малиновский, которые отвергли социальный эволюционизм. Рэдклифф-Браун при помощи своего
структурно-функционального анализа пытался выяснить, каким образом социальные институты поддерживают
единство социальной структуры. Функциональный анализ Б. Малиновского был направлен на поиски способов
и путей, которыми культура
обеспечивает удовлетворение основных биопсихологических потребностей
индивида.
Функционалисты утверждали, что единственно действенный метод анализа социальных явлений
определение функций
, выполняемых этими феноменами в обществе. Структуралисты пытались выявить
систему или структуру, которая в отдельных культурах составляет основу всего спектра социальных явлений.
Они писали, в частности, что взаимопонимание в обществе основано на системе мифов и символов.
Результаты применения структурных и структурно-функциональных методов
позволили в антропологии разработать более плюралистичную, релятивистскую концепцию:
каждая человеческая культура рассматривалась как уникальное явление, возникающее во
взаимодействии природной окружающей среды с обществом, в культурных контактах и
других процессах общественного бытия.
Культурно-историческая школа возникла на основе функционалистского подхода. Она искала общее
между различными культурными образцами (паттернами), чертами и обычаями в пределах отдельной
культуры. Основателем культурно-исторической школы антропологии в США считается Ф. Боас. Ф. Боас
начинал работу в русле культурной антропологии. Он организовал в Колумбийском университете факультет
антропологии и воспитал ряд
известных антропологов, среди которых Рут Бенедикт, А. Л. Кребер, Р. Линтон, Р.
Лоуи, М. Мид, Э. Сапир. Их исследования подчеркивали основополагающую роль культуры в формировании
человеческого поведения и устанавливали контакты с психологией и лингвистикой.
         Культурная (культуральная) антропология сегодня считается на Западе главным разделом
антропологии. Она изучает человеческую культуру во всех её аспектах. Изучается действительность культуры,
то есть локальные культуры различных народов мира. Для этого культурная антропология использует методы,
концепции и результаты археологических, этнологических, этнографических, лингвистических,
социологических и психологических с р а в н и т е л ь н ы х («компаративистких» или «компаративных»)
исследований. Объектом исследования в культурной (культуральной) антропологии пока ещё часто являются
незападные культуры.

              Многие источники отмечают, что корни современной культурной (культуральной)
       антропологии уходят в век великих географических открытий, когда технологически
       продвинутые европейские культуры вошли в широкие контакты с различными
       «традиционными» культурами. Бльшую часть новооткрытых культур европейцы определили
       как «дикарские» или «примитивные». Этнография и этнология как составляющие
       антропологии сформировались как раз в ходе описания и изучения этих культур. Считается,
       что этнография более ориентирована на описание, сбор информации о специфических чертах
       реальной культуры, а этнология предусматривает и анализ собранного материала, она более
       теоретична.

        В 1859 г. Чарльз Дарвин опубликовал знаменитую работу «Происхождения видов», где объяснил
многообразие форм жизни через концепцию эволюции. Эта концепция затем была применена обществоведами
для объяснения развития обществ и народов во времени. Подобно тому, как в биологии эволюция объясняла
происхождение всего разнообразия жизни, в обществоведении с её помощью выводилось разнообразие культур
и языков. Так возник эволюционизм в обществоведении, в том числе эволюционизм культурный. Эволюционизм
был популярен в конце ХIХ века и начале XX, обосновывая линейную концепцию истории. Эта концепция
считает, что все человеческие сообщества проходят один и тот же путь — от состояния «дикости» к
«варварству» и наконец к так называемому «цивилизованному» (то есть западноевропейскому) человеку.
«Дикарские» и «примитивные» культуры при таком подходе выступали как ступени развития культуры,
предшествующие культуре европейской.
      Затем появилась критика культурного эволюционизма. Указывались важнейшие его
недостатки:
      — цивилизация, достигнутая посредством последовательного развития от уровня к
уровню, порождает этноцентризм и даже расизм,
      — эволюционизм может только описывать культурные различия, но не объяснять их.
        В ХХ в. вместо эволюционизма господствующей методологией культурной антропологии на Западе
надолго стали функционализм и структурный функционализм.
        Одним из основателей структурно-функционального подхода считается французский социолог Э.
Дюркгейм. Он вслед за Г. Спенсером предложил «организмический» взгляд на общество (холизм), когда
функционирование общества уподобляется жизнедеятельности организма, причем общественные структуры
аналогичны органам и системам тела.
        Методологический подход Дюркгейма приняли английские культурантропологи А. Р. Рэдклифф-Браун
и Б. Малиновский, которые отвергли социальный эволюционизм. Рэдклифф-Браун при помощи своего
структурно-функционального анализа пытался выяснить, каким образом социальные институты поддерживают
единство социальной структуры. Функциональный анализ Б. Малиновского был направлен на поиски способов
и путей, которыми культура обеспечивает удовлетворение основных биопсихологических потребностей
индивида.
        Функционалисты утверждали, что единственно действенный метод анализа социальных явлений —
определение функций, выполняемых этими феноменами в обществе. Структуралисты пытались выявить
систему или структуру, которая в отдельных культурах составляет основу всего спектра социальных явлений.
Они писали, в частности, что взаимопонимание в обществе основано на системе мифов и символов.
      Результаты применения структурных и структурно-функциональных методов
позволили в антропологии разработать более плюралистичную, релятивистскую концепцию:
каждая человеческая культура рассматривалась как уникальное явление, возникающее во
взаимодействии природной окружающей среды с обществом, в культурных контактах и
других процессах общественного бытия.
        Культурно-историческая школа возникла на основе функционалистского подхода. Она искала общее
между различными культурными образцами (паттернами), чертами и обычаями в пределах отдельной
культуры. Основателем культурно-исторической школы антропологии в США считается Ф. Боас. Ф. Боас
начинал работу в русле культурной антропологии. Он организовал в Колумбийском университете факультет
антропологии и воспитал ряд известных антропологов, среди которых Рут Бенедикт, А. Л. Кребер, Р. Линтон, Р.
Лоуи, М. Мид, Э. Сапир. Их исследования подчеркивали основополагающую роль культуры в формировании
человеческого поведения и устанавливали контакты с психологией и лингвистикой.