ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
«формы организации, выработанные и кодифицированные общественной
практикой».
Текст привлекал и раньше внимание исследователей . Он служил
предметом науки текстологии, которая занималась филологическим
изучением древних текстов . Обращалась к текстам и стилистика – объектом
служили, как правило, художественные произведения , и изучались они с
точки зрения стилистических (экспрессивных) эффектов , достигаемых в
результате искусного использования авторами лексических и
грамматических элементов языка (Е.А. Реферовская . Лингвистические
исследования структуры текста).
Задание 3. Определите, связность какого типа (цепная или
параллельная) преобладает в данных текстах .
ПОЭТ И ПРОЗА
Подразделение литературы на поэзию и прозу началось с
появлением прозы , ибо только в прозе и могло быть произведено. С тех
пор поэзию и прозу принято рассматривать как самостоятельные,
вполне независимые друг от друга области – лучше: сферы –
литературы . Во всяком случае, «стихотворение в прозе» , «ритмическая
проза» и т. п . свидетельствуют скорее о психологии заимствования, т. е. о
поляризации, нежели о целостном восприятии литературы , как явления.
Любопытно, что подобный взгляд на вещи ни в коем случае не навязан
нам критикой , извне. Взгляд этот есть, прежде всего , плод цехового
подхода к литературе со стороны самих литераторов .
Природе искусства чужда идея равенства, и мышление любого
литератора иерархично. В этой иерархии поэзия стоит выше прозы и
поэт – в принципе – выше прозаика. Это так не только потому, что
поэзия фактически старше прозы , сколько потому, что стесненный в
средствах поэт может сесть и сочинить статью ; в то время как прозаик
в той же ситуации едва ли помыслит о стихотворении. Даже если он ,
прозаик , и обладает качествами, необходимыми для сочинения
приличного стихотворного текста, ему отлично известно, что поэзия
оплачивается гораздо хуже и медленнее, чем проза.
За малыми исключениями, все более или менее крупные писатели
новейшего времени отдали дань стихосложению . Одни – как , например ,
Набоков – до конца своих дней стремились убедить себя и окружающих ,
что они все- таки – если не прежде всего – поэты . Большинство же,
пройдя искус поэзии, более к ней никогда не обращалось, кроме как в
качестве читателей , сохраняя, тем не менее, глубокую признательность
за уроки лаконизма и гармонии, у нее полученные. Единственный случай
в литературе XX века, когда замечательный прозаик превратился в
великого поэта, – это случай с Томасом Харди. Обобщая же, можно
заметить, что прозаик без активного опыта поэзии склонен к
17 « формы орг анизац ии, в ы работанны е и код ифиц иров анны е общ еств енной п рактикой». Т екст п рив лекал и раньш е в нимание исслед ов ателей. О н служил п ред метом науки текстолог ии, которая занималась филологическим изучением д рев них текстов . О бращ алась к текстам и стилистика– объ ектом служили, как п рав ило, х удожеств енны е п роизв ед ения, и изучались они с точки зрения стилистических (эксп рессив ны х ) эффектов , д остигаемы х в результате искусног о исп ользов ания ав торами лексических и грамматических элементов язы ка (Е .А. Р еферовс кая . Л и нгви с т и ч ес ки е и с с ледовани я с т рукт уры т екс т а). Задани е 3. О п ред елите, св язность каког о тип а (ц еп ная или п араллельная) п реоблад аетв д анны х текстах . П О Э Т И П РО ЗА П од разд еление литературы на п оэзию и п розу началось с п ояв лением п розы , иботольков п розе и моглобы ть п роизв ед ено. С тех п ор п оэзию и п розу п ринято рассм атрив ать как самостоятельны е, в п олне незав исим ы е д руг от д руга области – лучш е: сферы – литературы . В ов сяком случае, « стих отв орение в п розе», « ритм ическая п роза» и т. п . св ид етельств ую тскорее оп сих ологии заим ств ов ания, т. е. о п оляризац ии, нежели оц елостном в осп риятии литературы , как яв ления. Л ю боп ы тно, чтоп од обны й в згляд на в ещ и ни в коем случае не нав язан нам критикой, изв не. В згляд этот есть, п режд е в сего, п лод ц ех ов ого п од х од ак литературе состороны сам их литераторов . П рирод е искусств а чужд а ид ея рав енств а, и м ы ш ление лю бог о литератора иерарх ично. В этой иерарх ии п оэзия стоит в ы ш е п розы и п оэт – в п ринц ип е – в ы ш е п розаика. Э то так не только п отом у, что п оэзия фактически старш е п розы , сколько п отому, что стесненны й в сред ств ах п оэт может сесть и сочинить статью ; в тов рем я как п розаик в той же ситуац ии ед в а ли п ом ы слит остих отв орении. Д аже если он, п розаик, и облад ает качеств ам и, необх од им ы м и д ля сочинения п риличног о стих отв орног о текста, ем у отлично изв естно, что п оэзия оп лачив ается горазд ох уже и м ед леннее, чем п роза. За малы м и исклю чениям и, в се более или м енее круп ны е п исатели нов ейш ег ов рем ени отд али д ань стих осложению . О д ни – как, нап ример, Н абоков – д оконц а св оих д ней стремились убед ить себя и окружаю щ их , что они в се-таки – если не п режд е в сег о – п оэты . Больш инств о же, п ройд я искус п оэзии, более к ней никогд а не обращ алось, кром е как в качеств е читателей, сох раняя, тем не м енее, глубокую п ризнательность зауроки лаконизм а и г армонии, унее п олученны е. Е д инств енны й случай в литературе XX в ека, ког д а замечательны й п розаик п рев ратился в в еликог о п оэта, – это случай с Т омасом Х ард и. О бобщ ая же, можно зам етить, что п розаик без актив ног о оп ы та п оэзии склонен к
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »