Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 15 стр.

UptoLike

Рубрика: 

15
4. Что называется текстом ?
5. Какие признаки текста выделяются учеными?
6. В каких текстовых категориях проявляются признаки текста?
7. За счет каких языковых средств обеспечивается формальная
связность текста?
8. В чем заключается специфика связности линейного типа и связности
параллельного типа?
9. Какой текст считается целостным?
10. Что такое тема текста?
11. Какие позиции текста относятся к сильным и каково их назначение?
12. Каковы основные функции заглавия?
13. Что такое абзац и каково его назначение?
Задание 1. Определите способы формальной связности в данном
тексте .
Егорушка, задыхаясь от зноя , который особенно чувствовался теперь,
после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же
самое , что видел и до полудня: равнину, холмы , небо, лиловую даль; только
холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко
назади. Из-за скалистого холма, где тек ручей , возвышался другой поглаже
и пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти- шести дворов . Около
изб не было видно ни людей, ни деревьев , ни теней, точно поселок
задохнулся в горячем воздухе и высох . От нечего делать Егорушка поймал в
траве скрипача, поднес его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на
своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой желтых
бабочек, прилетавших к осоке на водопой , и сам не заметил, как очутился
опять возле брички. Дядя и о. Христофор крепко спали; сон их должен был
продолжаться часа два-три, пока не отдохнут лошади... Как же убить это
длинное время и куда деваться от зноя ! Задача мудреная... Машинально
Егорушка подставил рот под струйку, бежавшую из трубочки; во рту его
стало холодно и запахло болиголовом ; пил он сначала с охотой , потом через
силу и до тех пор , пока острый холод изо рта не побежал по всему телу и
пока вода не полилась по сорочке. Затем он подошел к бричке и стал глядеть
на спящих . Лицо дяди по-прежнему выражало деловую сухость. Фанатик
своего дела, Кузьмичов всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, когда
пели «Иже херувимы», думал о своих делах , ни на минуту не мог забыть о
них , и теперь, вероятно, ему снились тюки с шерстью , подводы, цены ,
Варламов ... Отец же Христофор , человек мягкий , легкомысленный и
смешливый, во всю свою жизнь не знал ни одного такого дела, которое , как
удав , могло бы сковать его душу. Во всех многочисленных делах , за
которые он брался на своем веку, его прельщало не столько само дело,
сколько суета и общение с людьми, присущие всякому предприятию . Так , в
настоящей поездке его интересовали не столько шерсть, Варламов и цены ,
сколько длинный путь, дорожные разговоры , спанье под бричкой , еда не
                                        15
   4. Ч тоназы в ается текстом?
   5. К акие п ризнаки текстав ы д еляю тся учены м и?
   6. В каких текстов ы х категориях п рояв ляю тся п ризнакитекста?
   7. За счет каких язы ков ы х сред ств обесп ечив ается формальная
      св язностьтекста?
   8. В чем заклю чается сп ец ификасв язности линейног    отип а и св язности
      п араллельног  отип а?
   9. К акой текстсчитается ц елостны м?
   10.Ч тотакое тематекста?
   11.К акие п озиц иитекстаотносятся к сильны м и каков оих назначение?
   12.К аков ы основ ны е функц иизаг лав ия?
   13.Ч тотакое абзац икаков оег   оназначение?

      Задани е 1. О п ред елите сп особы формальной св язности в д анном
тексте.

        Егоруш ка, зад ы х аясь от зноя, которы й особенночув ств ов ался теп ерь,
п осле ед ы , п обежал к осоке и отсю д а ог    ляд ел местность. У в ид ел он тоже
самое, чтов ид ел и д оп олуд ня: рав нину, х олмы , небо, лилов ую д аль; только
х олм ы стояли п оближе, д а не бы ло мельниц ы , которая осталась д алеко
назад и. И з-заскалистог    ох олма, г д е тек ручей, в озв ы ш ался д ругой п оглаже
и п ош ире; на нем леп ился небольш ой п оселок из п яти-ш ести д в оров . О коло
изб не бы ло в ид но ни лю д ей, ни д ерев ьев , ни теней, точно п оселок
зад ох нулся в горячем в озд ух е и в ы сох . О т нечег од елатьЕ г  оруш кап оймал в
трав е скрип ача, п од нес ег ов кулаке к ух уи д олг    ослуш ал, как тот иг   рал на
св оей скрип ке. К ог   д а над оела музы ка, он п огнался за толп ой желты х
бабочек, п рилетав ш их к осоке на в од оп ой, и сам не заметил, как очутился
оп ять в озле брички. Д яд я и о. Х ристофор креп косп али; сон их д олжен бы л
п род олжаться часа д в а-три, п ока не отдох нут лош ад и... К ак же убить это
д линное в ремя и куд а д ев аться от зноя! Зад ача муд реная... М аш инально
Е горуш ка п одстав ил рот п од струйку, бежав ш ую из трубочки; в ортуег            о
сталох олод нои зап ах лоболиг      олов ом; п ил он сначалас ох отой, п отом через
силуи д отех п ор, п ока остры й х олод изорта не п обежал п ов семутелуи
п окав од ане п олиласьп осорочке. Затем онп од ош елк бричке и сталгляд еть
на сп ящ их . Л иц о д яд и п о-п режнем у в ы ражало д елов ую сух ость. Ф анатик
св оег од ела, К узьмичов в сегда, д аже в осне и за молитв ой в ц еркв и, ког      да
п ели « И же х ерув имы », д умал осв оих д елах , ни на минутуне могзабы ть о
них , и теп ерь, в ероятно, ем у снились тю ки с ш ерстью , п од в од ы , ц ены ,
В арламов ... О тец же Х ристофор, челов ек мяг            кий, лег  комы сленны й и
смеш лив ы й, в ов сю св ою жизнь не знал ни од ног      отакогод ела, которое, как
уд ав , могло бы сков ать его д уш у. В о в сех мног       очисленны х д елах ,     за
которы е он брался на св оем в еку, ег          оп рельщ алоне столькосамод ело,
сколькосуетаи общ ение с лю д ьми, п рисущ ие в сякомуп ред п риятию . Т ак, в
настоящ ей п оезд ке ег   оинтересов али не столькош ерсть, В арламов и ц ены ,
сколько д линны й п уть, д орожны е разг        ов оры , сп анье п од бричкой, ед а не