Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 29 стр.

UptoLike

Рубрика: 

29
Более того, некоторые ученые именно в трудах В . В . Виноградова
усматривают истоки лингвистики текста, той ее части, которая
определяется как теория текста.
Характерно в этом смысле название и содержание статьи
Ю . В . Рождественского «Проблематика современной теории текста в книге
В . В . Виноградова «О художественной прозе» (Ю.В. Рождественский ,
1979).
Если рассматривать лингвистику текста как науку «о правилах
построения связного текста и смысловых категориях , выражаемых по этим
правилам» (Лингвистический энциклопедический словарь), то
закономерность «поглощения» этой наукой того, что сделано в рамках
стилистики художественной речи, становится очевидной .
Действительно, метод анализа художественного текста,
предложенный В.В. Виноградовым, открывает путь к выявлению
смысловой структуры произведения, в частности, такой ее составляющей ,
как целостность.
Целостность текста художественного произведения обеспечивается
образом автора.
2.2. Образ автора
Термин «образ автора» ввел в научный обиход В . В . Виноградов . До
него писатели и критики говорили о «субъекте литературного
произведения» , «точке зрения автора и рассказчика» , «единстве
самобытного нравственного отношения автора к предмету» (В.Г.
Белинский , Н .В . Гоголь, И .С. Тургенев , Л .Н . Толстой и др.). Исторически
образ автора восходит к образу оратора (ритора).
Образ автора это «концентрированное воплощение сути
произведения , объединяющее всю систему речевых структур персонажей в
их соотношении с повествователем - рассказчиком или рассказчиками и
через них являющееся идейно- эстетическим средоточием , фокусом
целого» (Виноградов , 1971, с. 118). Иначе говоря, это смысловое
образование , имеющее некоторую структуру, которая определяется тем ,
как автор строит повествование (от третьего лица или вводит рассказчика,
сменяет его другим и т. д .) и, следовательно, чьи точки зрения (вúдения )
представляет в произведении (повествователя, рассказчика, персонажей ), в
каких формах (монолог /диалог) и композиционно- смысловых типах речи
( описание , повествование , рассуждение ) передает содержание , как
соотносятся в произведении авторская и «чужая» речь (прямая, косвенная,
несобственно- прямая), какой смысл в его рамках приобретает выбор
отдельных слов , употребление определенных конструкций . То есть образ
автора «представляет собой словесно- речевую структуру эстетически
значимых средств произведения» (Кожин, с. 163).
Следует разграничивать понятия «реальный автор» (биографический ),
который всегда вне текста, и «образ автора» , который также отсутствует в
                                          29
       Более тог  о, некоторы е учены е именно в труд ах В .В . В иног       рад ов а
усматрив аю т истоки линг       в истики текста, той ее части, которая
оп ред еляется как теория текста.
       Х арактерно в этом смы сле назв ание и сод ержание статьи
Ю .В . Рожд еств енског  о« П роблематика сов ременной теории текста в книге
В .В . В иноград ов а « О х уд ожеств енной п розе» (Ю .В . Рожд еств енский,
1979).
       Е сли рассматрив ать линг   в истику текста как науку « о п рав илах
п остроения св язног   отекстаи см ы слов ы х катег ориях , в ы ражаем ы х п оэтим
п рав илам »     (Л ингвистический       энц иклоп ед ический      слов арь),     то
закономерность « п ог    лощ ения» этой наукой тог     о, что сд елано в рамках
стилистиких уд ожеств енной речи, станов ится очев ид ной.
       Д ейств ительно,     метод      анализа      х уд ожеств енного      текста,
п ред ложенны й В .В . В иног    рад ов ы м, откры в ает п уть к в ы яв лению
смы слов ой структуры п роизв ед ения, в частности, такой ее состав ляю щ ей,
как ц елостность.
       Ц елостность текста х уд ожеств енного п роизв ед ения обесп ечив ается
образом ав тора.

                                2.2. О бразавтора

      Т ермин « образ ав тора» в в ел в научны й обих од В .В . В иног      рад ов . Д о
нег о п исатели и критики г            ов орили о « субъ екте литературного
п роизв ед ения», « точке зрения ав тора и рассказчика», « ед инств е
самобы тного нрав ств енног      о отнош ения ав тора к п ред мету» (В .Г.
Белинский, Н .В . Гог   оль, И .С. Т ург енев , Л .Н . Т олстой и д р.). И сторически
образ ав торав осх од итк образуоратора(ритора).
      О браз ав тора – это « конц ентриров анное в оп лощ ение сути
п роизв ед ения, объ ед иняю щ ее в сю систем уречев ы х структур п ерсонажей в
их соотнош ении с п ов еств ов ателем-рассказчиком или рассказчикам и и
через них яв ляю щ ееся ид ейно-эстетическим сред оточием, фокусом
ц елог о» (В иноград ов , 1971, с. 118). И наче г           ов оря, это смы слов ое
образов ание, имею щ ее некоторую структуру, которая оп ред еляется тем,
как ав тор строит п ов еств ов ание (от третьеголиц а или в в од итрассказчика,
сменяет ег   о д руг им и т.д .) и, след ов ательно, чьи точки зрения (в ú д ения)
п ред став ляет в п роизв ед ении (п ов еств ов ателя, рассказчика, п ерсонажей), в
каких формах (монолог/д иалог        ) и комп озиц ионно-смы слов ы х тип ах речи
(оп исание, п ов еств ов ание, рассужд ение) п еред ает сод ержание, как
соотносятся в п роизв ед ении ав торская и « чужая» речь (п рямая, косв енная,
несобств енно-п рямая), какой смы сл в ег           о рамках п риобретает в ы бор
отд ельны х слов , уп отребление оп ред еленны х конструкц ий. Т оесть образ
ав тора « п ред став ляет собой слов есно-речев ую структуру эстетически
значимы х сред ств п роизв ед ения» (К ожин, с. 163).
      След уетразг   раничив атьп онятия « реальны й ав тор» (биографический),
которы й в сег д ав не текста, и « образ ав тора», которы й также отсутств ует в