ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
30
тексте как «простой субъект речи» (Виноградов , 1971, с. 118) как
действующее лицо, но обнаруживается в перечисленных выше
особенностях словесного построения произведения.
Необходимо также иметь в виду, что смысловая структура
художественного текста существенно отличается от смысловой структуры
нехудожественных текстов . Если, например, целостность научного текста
обеспечивается единством темы и его смысловая структура может быть
описана как иерархически организованная система темы и подтем (субтем ,
микротем ), то смысловая структура художественного текста имеет более
сложную организацию : «она соотнесена с такими уровнями смысла, как
тематический , проблемный, идейный, идеологический , эстетический»
(Купина, СЭС, с. 42).
Образ автора, являясь организующим началом целостной , замкнутой
структуры художественного текста, объединяя систему речевых структур ,
определяет композицию художественного текста.
2.3. Композиция художественного произведения
Единицами анализа художественного произведения являются, по
мнению В . В . Виноградова, символ и синтактика .
Символ – это результат художественного преобразования
общеречевой лексемы (напр., буран в «Капитанской дочке» А . С. Пушкина,
гроза в одноименной драме А .Н. Островского и др.).
Синтактика (композиция ) – синтаксическая система писателя .
Традиционно композиция понимается как развитие сюжета, в котором
выделяются части – экспозиция , завязка, развитие действия, кульминация,
развязка. По определению В . В . Виноградова, композиция – это «система
динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-
художественном единстве» (Виноградов , 1971, с. 49).
Словесные ряды в данном определении – это не только обычные
синтаксические конструкции в общепринятом понимании (словосочетания ,
предложения), но и «разные формы и типы речи» , то есть монолог и
диалог , описание, повествование
1
, рассуждение.
Иначе говоря, композиция – синтаксис компонентов художественного
текста, мотивированное расположение «отрезков» текста (Горшков ,
с. 151).
Чем же мотивируется выделение таких «отрезков»?
Каждый из «отрезков» характеризуется в составе словесного целого
или формой словесного выражения содержания (повествование, описание ,
рассуждение , диалог, монолог), или точкой зрения (вúдения ) автора-
повествователя, рассказчика, персонажа, с которой ведется изложение.
1
В данной работе термин повествование используется в двух значениях :
1) композиционное единство, организованное точкой зрения повествователя,
рассказчика и т. д .; 2) семантико- композиционный тип речи , отличающийся рядом
признаков от других типов речи – описания и рассуждения.
30 тексте как « п ростой субъ ект речи» (В иног рад ов , 1971, с. 118) как д ейств ую щ ее лиц о, но обнаружив ается в п еречисленны х в ы ш е особенностях слов есног оп остроения п роизв ед ения. Н еобх од имо также иметь в в ид у, что см ы слов ая структура х уд ожеств енног отекста сущ еств енноотличается отсмы слов ой структуры нех уд ожеств енны х текстов . Е сли, нап ример, ц елостность научног отекста обесп ечив ается ед инств ом тем ы и его см ы слов ая структура может бы ть оп исана как иерарх ически организов анная систематем ы и п од тем (субтем, микротем), тосмы слов ая структура х уд ожеств енног отекста имеет более сложную орг анизац ию : « она соотнесена с такими уров ням и смы сла, как тематический, п роблемны й, ид ейны й, ид еологический, эстетический» (К уп ина, СЭ С, с. 42). О браз ав тора, яв ляясь орг анизую щ им началом ц елостной, замкнутой структуры х уд ожеств енног отекста, объ ед иняя систем уречев ы х структур, оп ред еляеткомп озиц ию х уд ожеств енноготекста. 2.3. К омпозиция худ ож ественногопроизвед ения Е д иниц ами анализа х уд ожеств енног о п роизв ед ения яв ляю тся, п о мнению В .В . В иноград ов а, с и м вол и с и нт акт и ка. Си м вол – это результат х уд ожеств енног о п реобразов ания общ еречев ой лексем ы (нап р., буранв « К ап итанской д очке» А .С. П уш кина, г роз а в од ноименной д раме А .Н . О стров ског ои д р.). Си нт акт и ка (комп озиц ия) – синтаксическая системап исателя. Т рад иц ионнокомп озиц ия п онимается как разв итие сю жета, в котором в ы д еляю тся части – эксп озиц ия, зав язка, разв итие д ейств ия, кульминац ия, разв язка. П ооп ред елению В .В . В иног рад ов а, комп озиц ия – это« система д инам ическог о разв ерты в ания слов есны х ряд ов в сложном слов есно- х уд ожеств енном ед инств е» (В иног рад ов , 1971, с. 49). Слов есны е ряд ы в д анном оп ред елении – это не только обы чны е синтаксические конструкц ии в общ еп ринятом п онимании (слов осочетания, п ред ложения), но и « разны е формы и тип ы речи», то есть монологи д иалог , оп исание, п ов еств ов ание1, рассужд ение. И наче г ов оря, комп озиц ия – синтаксис ком понент ов х уд ожеств енного текста, мотив иров анное расп оложение « отрезков » текста (Горш ков , с. 151). Ч ем же мотив ируется в ы д еление таких « отрезков »? К ажд ы й из « отрезков » х арактеризуется в состав е слов есног о ц елого или формой слов есног ов ы ражения сод ержания (п ов еств ов ание, оп исание, рассужд ение, д иалог , монолог ), или точкой зрения (в ú д ения) ав тора- п ов еств ов ателя, рассказчика, п ерсонажа, с которой в ед ется изложение. 1 В д анной работе термин повес т вовани е исп ользуется в д в ух значениях : 1) комп озиц ионное ед инств о, орг анизов анное точкой зрения п ов еств ов ателя, рассказчика и т.д .; 2) семантико-комп озиц ионны й тип речи, отличаю щ ийся рядом п ризнаков отд ругих тип ов речи– оп исания и рассужд ения.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »