Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 32 стр.

UptoLike

Рубрика: 

32
Мальчик вышел из- под арки, дошел до парадной , озираясь по
сторонам , не идет ли она навстречу, сзади или по другой стороне улицы.
Вошел в парадную . Т е п е р ь я е е н е п р о п у щ у...
Тут было теплее. Главное , не дуло. Он растер себе нос , и щеки, и лоб .
Лицо загорелось. Вдруг подумалось, что у него теперь очень красное лицо
и что сейчас войдет она. Мальчик стыдился своего румянца и своих лет. И
от мысли, что вот раскраснелся и совсем мальчишка, покраснел еще
больше.
Но она не приходила. Сначала ему казалось, что дверь откроется сию
секунду. Он, вздрогнув , смотрел на дверь. Но это либо просто казалось,
либо входил кто- нибудь другой . Н е о н а (А. Битов . Дверь ).
Здесь повествование начинается как объективное (первое
предложение первого абзаца), но затем автор переключает его в сферу
сознания персонажа именно его глазами, в его ощущениях изображаются
события . Мысли персонажа предаются в форме внутреннего монолога
( фиксируется поток сознания) и в форме несобственно- прямой речи («А
как же он ?..» и далее). Во второй и третий абзацы также включаются
мысли персонажа, оформленные как прямая речь.
2.4.2. Повествование от первого лица (субъективное ). Выделяется
несколько форм такого повествования. 1) «Я» рассказчика близко к «он» (к
объективному авторскому повествованию ), но события освещаются не
«сверху» , а изнутри, поэтому повествование воспринимается как более
достоверное по сравнению с повествованием от третьего лица. Например:
Дядь, а дядь! Стрельните ! попросил внезапно Леша и жадно
посмотрел на мое ружье.
А ты сам стрельни, ответил я, подавая ему ружье .
Баловство! недовольно сказал Семен. Только патрону перевод .
Но в глазах его зажглось такое же, как и у Леши, острое любопытство.
Леша огляделся , увидел высокий осиновый пень невдалеке и через секунду
уже старательно укреплял на этом пне свою старую шапку.
Погоди! строго остановил его Семен. Сейчас огонь раздует,
виднее будет.
Леша стал целиться. Целился он страшно долго, шмыгал носом ,
переводил дыхание , смотрел на курок , на палец… Ожидание выстрела
становилось тягостным, и я заметил, как напряглась у Семена рука, а глаза
прищурились, будто он смотрел на яркий свет.
Да скоро ты… не выдержал он .
Но в этот момент ружье в руках Леши подбросило вверх , сверкнул
длинный голубоватый сноп пламени , оглушительно бахнул выстрел,
шапка исчезла, и эхо пошло перекатами по реке и лесам . Наверху
испуганно всхрапнула лошадь, зазвенело ботало, затрещали кусты . Леша
бросил еще дымившееся ружье и стремительно бросился в темноту.
                                       32
     М альчик в ы ш ел из-п од арки, д ош ел д о п арад ной, озираясь п о
сторонам, не ид етли она– нав стречу, сзад и или п од ругой стороне улиц ы .
В ош ел в п арад ную . Т е п е р ь я е е не п р оп ущ у...
     Т ут бы лотеп лее. Глав ное, не д уло. О н растер себе нос, и щ еки, и лоб.
Л иц озагорелось. В д ругп од умалось, чтоунег      отеп ерьочень красное лиц о
и чтосейчас в ойд етона. М альчик сты д ился св оег    орум янц а и св оих лет. И
от мы сли, что вот рас крас нелс я и с овс ем м альч и шка, п окраснел ещ е
больш е.
     Н оона не п рих од ила. Сначалаем указалось, чтод в ерь откроется сию
секунд у. О н, в зд рог нув , смотрел на д в ерь. Н о это либоп росто казалось,
либов х од илкто-нибуд ьд ругой. Н е он а(А. Б и т ов. Дверь).

      Зд есь п ов еств ов ание начинается как объ ектив ное (п ерв ое
п ред ложение п ерв ого абзац а), но затем ав тор п ереклю чает его в сферу
сознания п ерсонажа– именноег     оглазами, в егоощ ущ ениях изображаю тся
собы тия. М ы сли п ерсонажа п ред аю тся в форме в нутреннего монолог    а
(фиксируется п оток сознания) и в форме несобств енно-п рямой речи (« А
как же он?..» и д алее). В о в торой и третий абзац ы также в клю чаю тся
мы сли п ерсонажа, оформленны е как п рямая речь.

      2.4.2. П овествование от первоголица (субъ ективное). В ы д еляется
несколькоформ таког     оп ов еств ов ания. 1) « Я » рассказчикаблизкок « он» (к
объ ектив ном у ав торскому п ов еств ов анию ), но собы тия осв ещ аю тся не
« св ерх у», а изнутри, п оэтому п ов еств ов ание в осп ринимается как более
д остов ерное п осрав нению с п ов еств ов анием отт рет ьег олиц а. Н ап ример:

      – Д яд ь, а д яд ь! Стрельните! – п оп росил в незап но Л еш а и жад но
п осмотрелнамое ружье.
      – А ты сам стрельни, – отв етиля, п од ав ая ем уружье.
      – Балов ств о! – нед ов ольносказалСемен. – Т олькоп атронуп ерев од .
      Н ов г лазах ег озажглосьтакое же, как и уЛ еш и, острое лю боп ы тств о.
Л еш аог  ляд елся, ув ид ел в ы сокий осинов ы й п еньнев д алеке ичерез секунд у
уже старательноукреп лялнаэтом п не св ою старую ш ап ку.
      – П ог од и! – строг  о останов ил его Семен. – Сейчас ог       онь разд ует,
в ид нее буд ет.
      … Л еш а стал ц елиться. Ц елился он страш но д олг       о, ш м ы г
                                                                         ал носом,
п ерев од ил д ы х ание, смотрел на курок, на п алец … О жид ание в ы стрела
станов илосьтяг    остны м, и я заметил, как нап ряг  ласьуСеменарука, аглаза
п рищ урились, буд тоонсмотрелнаяркий св ет.
      – Д аскороты … – не в ы д ержалон.
      Н о в этот момент ружье в руках Л еш и п од бросилов в ерх , св еркнул
д линны й голубов аты й сноп п ламени, ог         луш ительно бах нул в ы стрел,
ш ап ка исчезла, и эх о п ош ло п ерекатам и п о реке и лесам . Н ав ерх у
исп уг аннов сх рап нула лош ад ь, зазв енелоботало, затрещ али кусты . Л еш а
бросилещ е д ы м ив ш ееся ружье истрем ительнобросился в темноту.