Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 34 стр.

UptoLike

Рубрика: 

34
может говорить иначе ). Так как социальный статус участников
событий различен («господин амператор» и «Ванькина матерь» ), это
создает комический эффект. Например:
Ну, Ванькина матерь в модно платье средиласъ , шляпу широкоперу
наложила и побрела за реку, ко дворцу. В палату зашла, на шляпы кажной
цветок трясется. Царь с царицей чай пьют, сидят. Тут и дочь- невеста
придано себе трахмалит да гладит. Наша сватья стала середи избы под
матицу:
Здрасте, ваше велико, господин амператор . У вас товар, у нас купец .
Не отдайте ли вашу дочерь за нашего сына взамуж ?
И кто такой ваш жених ? Каких он родов , каких городов и какого
отца сын?
Мать на ответ:
Роду кресьенского, города вашего , по отечесьву Егорович.
Царица даже чай в колени пролила:
Што ты , сватья , одичала?! Мы в жонихах , как в сору каком , роемся-
выбираем , дак подет ли наша девка за мужика взамуж ? Пускай вот от
нашего дворца да до вашего крыльца мост будет хрустальной . По такому
мосту приедем женихово житье смотреть.
Матка домой вернулась невесела: собаку да кошку на улицу
выкинула. Сына ругат:
Послушала дурака, сама дура стала. Эстолько страму схватила ...
На! Неужели не согласны ?
Обрадовались... Только задачку маленьку задали. Пусть, говорят, от
царского дворца да до женихова крыльца мост будет хрустальной , тогда
придут жанихово житье смотреть.
Мамка, это не служба, а службишка. Служба вся впереди.
Ночью Иванко переменил кольцо с пальца на палец . Выскочило три
молодца:
Што, новой хозеин, нать?!
Нать, штобы наша избушка овернулась как бы королевскима
палатами. А от нашего крыльца до царского дворца мост хрустальной и по
мосту машина ходит самосильно.
Того разу, со полуночи за рекой стук пошел, работа, строительство.
Царь да царица спросонья слышат, ругаются:
Халера бы их взела с ихной непрерывкой ... То субботник, то
воскресник, то ночесь работа... (Б . Шергин. Волшебное кольцо)
Если автор стремится создать в повествовании иллюзию
произносимой и социально определенной речи, такое повествование
обозначается в лингвистических и литературоведческих трудах термином
сказ.
Помимо названных основных типов повествования , существуют и
некоторые другие .
                                         34
может гов орить иначе). Т ак как соц иальны й       статус участников
собы тий различен (« г
                     осп од ин ам п ератор» и « В анькина матерь»), это
созд аеткомический эффект. Н ап ример:

      Н у, В анькина матерь в мод ноп латье сред иласъ , ш ляп у ш ирокоп еру
наложила и п обрела за реку, код в орц у. В п алатузаш ла, на ш ляп ы кажной
ц в еток трясется. Ц арь с ц ариц ей чай п ью т, сид ят. Т ут и д очь-нев еста
п рид ано себе трах малит д а глад ит. Н аш а св атья стала серед и избы п од
матиц у:
      – Зд расте, в аш е в елико, госп од ин ам п ератор. У в ас тов ар, унас куп ец .
Н е отд айте ли в аш уд очерьзанаш ег     осы нав замуж?
      – И ктотакой в аш жених ? К аких он род ов , каких г         ород ов и какого
отц асы н?
      М атьнаотв ет:
      – Род укресьенского, г    ород ав аш его, п оотечесьв уЕ г  оров ич.
      Ц ариц ад аже чай в колени п ролила:
      – Ш тоты , св атья, од ичала?! М ы в жоних ах , как в сорукаком, роемся-
в ы бираем, д ак п од ет ли наш а д ев ка за м ужика в зам уж? П ускай в от от
наш ег  од в орц а д а д ов аш егокры льц а мост буд ет х рустальной. П отакому
моступ риед ем жених ов ожитье смотреть.
      М атка д омой в ернулась нев есела: собаку д а кош ку на улиц у
в ы кинула. Сы наруг     ат:
      – П ослуш алад урака, самад урастала. Э столькострамусх в атила...
      – Н а! Н еужели не сог   ласны ?
      – О брад ов ались... Т олькозад ачкумаленькузад али. П усть, г       ов орят, от
ц арскогод в орц а д а дожених ов а кры льц а мост буд ет х рустальной, тог         да
п рид утжаних ов ожитье смотреть.
      – М амка, этоне служба, аслужбиш ка. Службав ся в п еред и.
      Н очью И в анкоп еременил кольц ос п альц а на п алец . В ы скочилотри
молод ц а:
      – Ш то, нов ой х озеин, нать?!
      – Н ать, ш тобы наш а избуш ка ов ернулась как бы королев скима
п алатами. А отнаш ег     окры льц ад оц арског    од в орц амостх рустальной и п о
мостумаш инах од итсамосильно.
      Т ого разу, соп олуночи за рекой стук п ош ел, работа, строительств о.
Ц арьд ац ариц асп росонья слы ш ат, руг    аю тся:
      – Х алера бы их в зела с их ной неп реры в кой... Т о субботник, то
в оскресник, тоночесьработа... (Б . Ш ерги н. Волшебное кольцо)

     Е сли ав тор стремится созд ать в п ов еств ов ании иллю зию
прои знос и м ой и с оци ально определенной речи, такое п ов еств ов ание
обозначается в лингвистических и литературов ед ческих труд ах термином
с каз
    .
     П ом имо назв анны х основ ны х тип ов п ов еств ов ания, сущ еств ую т и
некоторы е д ругие.