Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 35 стр.

UptoLike

Рубрика: 

35
Иногда используется повествование от второго лица. В этом типе
повествования рассказчик и адресат являются либо одним лицом , либо
рассказчик и адресат разные лица; причем не всегда можно установить,
одним или разными лицами они является (Чернухина, с. 61). Например:
Настежь распахнута дверь подъезда. Пружину сняли по случаю
весны ? Или ее уже давно нет, а ты , занятой человек, не замечал этого?
Обшарпанная детская коляска под лестницей . Всегда ночует здесь? Когда
в последний раз возвращался домой так поздно? Голая лампочка в черном
патроне . На цементных ступеньках клочки бумаги . Кто- то письмо
разорвал? Любовную записку? А вдруг это не твой дом , не твой подъезд ?
Вдруг ты никогда не бывал здесь? Легко, неслышно взбегаешь по
лестнице. Жена безмятежно спит доволен? Или тебя задевает это? Чего
же тебе надобно, интересно знать? Чтобы она заподозрила кое - что?
Устроила сцену? Не устроит. Слишком верит она в своего мужа
слишком .
Суешь в замочную скважину холодный ключ. Тихо и темно. Пахнет
апельсинами. Зажигаешь свет в коридоре, осторожно ставишь на пол
портфель. Парад обуви под вешалкой . Гордость супруги замшевые
сапожки со шнуровкой , длинные и обмякшие . Коричневые штиблеты отца
на массивной микропорке...
Снимаешь пальто. Через голову, лохматя волосы , стягиваешь пуловер.
Со вкусом умываешься, быстро и тихо проходишь в кухню . На белом
пластике стола кефир , заблаговременно вынутый из холодильника, сырок
с изюмом традиционный твой ужин. Ты угадываешь его , не подымая
салфетки.
Долой традиционный ужин ! Распахиваешь холодильник. Прохладой
обдувает лицо, и ты чувствуешь, как загорело оно за эти два дня под
кавказским солнцем . А ведь ты очень молод еще, Станислав Рябов ! Молод ,
свеж и силен. И чертовски голоден.
Отхватываешь ножом ломоть колбасы . Варварски батон ломаешь.
Долго и тщательно взлелеиватъ дисциплину питания и вот так, разом ,
попрать все. Быть немножко анархистом . Братец прав : есть в этом своя
прелесть.
Горчички бы ! Приключение , в которое ты влип , тоже своего рода
горчица: придает вкус жизни ( Р . Киреев. Победитель).
Реже встречается форма повествования , которую И . Я . Чернухина
назвала безличной ( может быть, точнее было бы использовать термин
неличная форма повествования). Это фрагменты текста с неопределенно-
личными, обобщенно- личными, безличными, страдательными и
назывными конструкциями. Например : Тотчас было отворено окошко;
Тотчас ему был поднят платок ; Что теперь об этом заботиться…
(Чернухина, с. 67).
                                       35

      И ног д а исп ользуется повествование от второголица. В этом тип е
п ов еств ов ания рассказчик и ад ресат яв ляю тся либо од ним лиц ом, либо
рассказчик и ад ресат – разны е лиц а; п ричем не в сег
                                                      д а можноустанов ить,
од ним или разны ми лиц ами они яв ляется (Ч ернух ина, с. 61). Н ап ример:

      Н астежь расп ах нута д в ерь п од ъ езд а. П ружину сняли – п о случаю
в есны ? И ли ее уже д ав но нет, а ты , занятой челов ек, не замечал этог       о?
О бш арп анная д етская коляска п од лестниц ей. В сегда ночует зд есь? К ог     да
в п ослед ний раз в озв ращ ался д омой так п озд но? Голая ламп очка в черном
п атроне. Н а ц ементны х ступ еньках – клочки бумаги. К то-то п исьмо
разорв ал? Л ю бов ную зап иску? А в д ругэтоне тв ой д ом, не тв ой п од ъ езд ?
В д руг ты никог      д а не бы в ал зд есь? Л ег ко, неслы ш но в збег  аеш ь п о
лестниц е. Ж ена безмятежносп ит – д ов олен? И ли тебя зад ев ает это? Ч его
же тебе над обно, интересно знать? Ч тобы она зап од озрила кое-что?
У строила сц ену? Н е устроит. Слиш ком в ерит она в св оег             о мужа –
слиш ком.
      Суеш ь в замочную скв ажинух олод ны й клю ч. Т их ои темно. П ах нет
ап ельсинам и. Зажиг     аеш ь св ет в корид оре, осторожно став иш ь на п ол
п ортфель. П арад обув и п од в еш алкой. Горд ость суп руг        и – замш ев ы е
сап ожки сош нуров кой, д линны е и обмякш ие. К оричнев ы е ш тиблеты отц а
намассив ной м икроп орке...
      Снимаеш ьп альто. Ч ерез г   олов у, лох матя в олосы , стяг
                                                                 ив аеш ьп улов ер.
Со в кусом ум ы в аеш ься, бы стро и тих о п рох од иш ь в кух ню . Н а белом
п ластике стола– кефир, заблаг     ов ременнов ы нуты й из х олод ильника, сы рок
с изю мом – трад иц ионны й тв ой ужин. Т ы угад ы в аеш ь ег      о, не п од ы мая
салфетки.
      Д олой трад иц ионны й ужин! Расп ах ив аеш ь х олод ильник. П рох лад ой
обд ув ает лиц о, и ты чув ств уеш ь, как загорело оно за эти д в а д ня п од
кав казским солнц ем. А в ед ьты оченьмолод ещ е, Станислав Рябов ! М олод ,
св еж и силен. И чертов скиг    олод ен.
      О тх в аты в аеш ь ножом ломоть колбасы . В арв арски батон ломаеш ь.
Д олг ои тщ ательно в злелеив атъ д исц ип лину п итания – и в от так, разом,
п оп рать в се. Бы ть нем ножко анарх истом. Братец п рав : есть в этом св оя
п релесть.
      Горчички бы ! П риклю чение, в которое ты в лип , тоже св оег         о род а
горчиц а: п рид аетв кусжизни (Р . К и реев. Победи т ель).

     Реже в стречается форма п ов еств ов ания, которую И .Я . Ч ернух ина
назв ала безлич ной (может бы ть, точнее бы ло бы исп ользов ать термин
нели ч ная форм а повес т вовани я ). Э тофрагменты текста с неоп ред еленно-
личны ми, обобщ енно-личны ми, безличны ми, страд ательны ми и
назы в ны м и конструкц иями. Н ап ример: Тот ч ас было от ворено окошко;
Тот ч ас ем у был подня т плат ок; Чт о т еперь об эт ом забот и т ьс я …
(Ч ернух ина, с. 67).