ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
37
героя…»; «теперь вернемся…» для соединения прерванной сюжетной
линии. Например:
Читателю сполгоря, рассердится ли на него Чичиков или нет, но что
до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем :
еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку: две
большие части впереди – это не безделица (Н .В . Гоголь).
Но мы стали говорить довольно громко, позабыв, что герой наш ,
спавший во все время рассказа его повести, уже проснулся и легко может
услышать свою фамилию ( Н . В . Гоголь).
Но теперь отложим совершенно все в сторону и займемся делом
( Н . В . Гоголь).
Неприлично автору, будучи давно уже мужем , воспитанному суровой
внутренней жизнью и свежительной трезвостью уединения, забываться
подобно юноше (Н.В. Гоголь).
Да, добрые мои читатели, вам не хотелось бы видеть обнаженную
человеческую бедность ( Н . В . Гоголь).
С развитием психологической прозы характер субъективации
повествования меняется. Повествование организуется так , чтобы оно
могло отображать сознание персонажа, передавать его чувства и
состояния , психологически достоверно выражать его внутренний мир .
В .В . Одинцов выделяет два вида форм субъективации повествования:
речевые (прямая , внутренняя и несобственно- прямая речь) и
конструктивные (В .В . Одинцов , с. 137).
А .И . Горшков , уточняя эту классификацию , замечает, что прямая речь
не является приемом субъективации повествования, так как это
подчеркнуто не авторская речь, и предлагает говорить не о формах , а о
приемах субъективации – композиционных и словесных (Горшков , с. 209).
Композиционные приемы повествования бывают двух видов : приемы
представления и изобразительные приемы . Суть первого композиционного
приема заключается в том , что предметы , явления, события изображаются
автором такими, какими они представляются персонажу, который может
их не узнавать, воспринимать как нечто необычное под влиянием каких -
либо условий и состояний . В приведенном ниже примере Сердце стучит
на всю аудиторию – это представление Алексея.
Изобразительные приемы отличаются от приемов представления тем ,
что автор использует образные средства, мотивированные восприятием
персонажа. Например:
37 героя… »; « теп ерь в ернемся… » д ля соед инения п рерв анной сю жетной линии. Н ап ример: Ч итателю сп олг оря, рассерд ится ли на нег оЧ ичиков или нет, ночто д оав тора, тоон ни в коем случае не д олжен ссориться сосв оим героем : ещ е не малоп ути и д орог и п рид ется им п ройти в д в оем рука в руку: д в е больш ие части в п еред и – этоне безд елиц а(Н.В. Гоголь). Н о мы стали г ов орить д ов ольно громко, п озабы в , что герой наш , сп ав ш ий в ов се в ремя рассказа егоп ов ести, уже п роснулся и лег коможет услы ш атьсв ою фам илию (Н .В. Гоголь). Н о теп ерь отложим сов ерш енно в се в сторону и займемся д елом (Н .В. Гог оль). Н еп риличноав тору, буд учи д ав ноуже м ужем, в осп итанномусуров ой в нутренней жизнью и св ежительной трезв остью уед инения, забы в аться п од обною нош е (Н .В. Гоголь). Д а, д обры е мои читатели, в ам не х отелось бы в ид еть обнаженную челов еческую бед ность(Н .В. Гог оль). С разв итием п сих ологической п розы х арактер субъ ектив ац ии п ов еств ов ания меняется. П ов еств ов ание орг анизуется так, чтобы оно могло отображать сознание п ерсонажа, п еред ав ать его чув ств а и состояния, п сих ологически д остов ернов ы ражатьегов нутренний м ир. В .В . О д инц ов в ы д еляет д в а в ид а форм субъ ектив ац ии п ов еств ов ания: речев ы е (п рямая, в нутренняя и несобств енно-п рямая речь) и конструктив ны е (В .В . О д инц ов , с. 137). А .И . Горш ков , уточняя этуклассификац ию , замечает, чтоп рямая речь не яв ляется п риемом субъ ектив ац ии п ов еств ов ания, так как это п од черкнуто не ав торская речь, и п ред лагает гов орить не оформах , а о п риемах субъ ектив ац ии – ком п озиц ионны х и слов есны х (Горш ков , с. 209). К ом поз и ци онные п риемы п ов еств ов ания бы в аю т д в ух в ид ов : п рием ы п ред став ления и изобразительны е п риемы . Сутьп ерв ог окомп озиц ионного п риема заклю чается в том, чтоп ред меты , яв ления, собы тия изображаю тся ав тором такими, каким и они предс т авля ют с я п ерсонажу, которы й может их не узнав ать, в осп ринимать как нечтонеобы чное п од в лиянием каких - либоуслов ий и состояний. В п рив ед енном ниже п римере Сердце с т уч и т на вс ю ауди т ори ю – этоп ред став ление А лексея. И зобразительны е п рием ы отличаю тся от п риемов п ред став ления тем, что ав тор исп ользует образны е сред ств а, мотив иров анны е в осп риятием п ерсонажа. Н ап ример:
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- …
- следующая ›
- последняя »