Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 36 стр.

UptoLike

Рубрика: 

36
Если в повествовании от третьего лица речь персонажа
представлена в виде отдельных вкраплений (повествование о персонаже
ориентировано на слово этого персонажа), такое повествование
определяется учеными как несобственно- авторское . В нем в целом мир
изображается с точки зрения персонажа, преобладает его точка зрения.
Например:
Одна радость в баланде бывает, что горяча, но Шухову досталась
теперь совсем холодная. Однако от стал есть ее так же медленно,
вдумчиво. Уж тут хоть крыша гори спешить не надо. Не считая сна,
лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком , да за
обедом пять, да пять за ужином .
Баланда не менялась ото дня ко дню , зависело от того, какой овощ
заготовят. В летошном году заготовили одну соленую морковку так и
прошла баланда на чистой моркошке с сентября до июня . А нонче
капуста черная . Самое сытное время лагернику июнь: всякий овощ
кончается, и заменяют крупой . Самое худое время июль: крапиву в котел
секут…
На второе была каша из магары . Она застыла в один слиток , Шухов ее
отламывал кусочками. Магара она не то что холодная она и горячая ни
вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая , под вид
пшена. Придумали давать ее вместо крупы, говорят от китайцев . В
вареном весе триста граммов тянет и лады: каша не каша, а идет за кашу
(А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича).
2.5. Субъективация повествования
Как уже отмечалось, объективное авторское повествование
( повествование от третьего лица) может субъективироваться.
Субъективация повествования это смещение точки зрения из авторской
сферы в сферу персонажа.
Приемы субъективации повествования многообразны и исторически
изменчивы. Н .А . Кожевникова отмечает, что «история типов
повествования на протяжении XIX в . это история вытеснения авторского
субъективного начала и развития повествования , передающего точку
зрения персонажа и изображаемой среды» (Кожевникова, с. 10).
Что такое субъективное авторское начало в повествовании от
третьего лица? Это различные приемы установления контакта
повествователя с читателем , персонажем , демонстрация повествователем
своей роли в создании произведения. Повествователь называет себя
автором , сочинителем , комментирует свою манеру изложения , говорит о
персонаже «наш герой», использует обращения (к предмету речи,
персонажу, читателю ), а также формулы типа «мы оставили нашего
                                       36
      Е сли в п ов еств ов ании от т рет ьего лиц а речь п ерсонажа
п ред став лена в в ид е отд ельны х в крап лений (п ов еств ов ание о п ерсонаже
ориентиров ано на слов о этог          о п ерсонажа), такое п ов еств ов ание
оп ред еляется учены м и как нес обс т венно-авт орс кое. В нем в ц елом мир
изображается с точки зрения п ерсонажа, п реоблад ает ег          о точка зрения.
Н ап ример:

       О д на рад ость в баланд е бы в ает, что г оряча, но Ш ух ов у д осталась
теп ерь сов сем х олод ная. О д нако от стал есть ее так же мед ленно,
в д умчив о. У ж тут х оть кры ш а г  ори – сп еш ить не над о. Н е считая сна,
лаг  ерник жив ет д ля себя только утром д есять минут за зав траком, д а за
обед ом п ять, д ап ятьзаужином.
       Баланд а не менялась ото д ня код ню , зав исело от того, какой ов ощ
заг  отов ят. В летош ном г  од у заготов или од ну соленую морков ку– так и
п рош ла баланд а на чистой моркош ке с сентября д о ию ня. А нонче –
кап уста черная. Самое сы тное в ремя лаг        ернику – ию нь: в сякий ов ощ
кончается, и заменяю ткруп ой. Самое х уд ое в ремя – ию ль: крап ив ув котел
секут…
       Н ав торое бы лакаш аиз маг   ары . О назасты лав од ин слиток, Ш ух ов ее
отламы в ал кусочкам и. М аг   ара– она не точтох олод ная – онаи г    орячая ни
в куса, ни сы тости не остав ляет: трав а и трав а, только желтая, п од в ид
п ш ена. П рид умали д ав ать ее в место круп ы , гов орят – от китайц ев . В
в ареном в есе тристаг   рам мов тянет– и лад ы : каш а не каш а, аид етзакаш у
(А.И . Солж ени цын. О ди ндень И вана Дени с ови ч а).


                    2.5. С убъ ективация повествования

      К ак уже отмечалось, объ ектив ное ав торское п ов еств ов ание
(п ов еств ов ание от т рет ьего лиц а) может субъ ектив иров аться.
Субъ ектив ац ия п ов еств ов ания – этосмещ ение точки зрения из ав торской
сферы в сферуп ерсонажа.
       П риемы субъ ектив ац ии п ов еств ов ания м ногообразны и исторически
изменчив ы . Н .А . К ожев ников а отмечает, что « история тип ов
п ов еств ов ания на п ротяжении XIX в . – этоистория в ы теснения ав торского
субъ ектив ног  о начала и разв ития п ов еств ов ания, п еред аю щ ег о точку
зрения п ерсонажаи изображаемой сред ы » (К ожев ников а, с. 10).
       Ч то такое субъ ектив ное ав торское начало в п ов еств ов ании от
т рет ьего ли ца? Э то различны е п рием ы установ ления контакта
п ов еств ов ателя с читателем, п ерсонажем , д емонстрац ия п ов еств ов ателем
св оей роли в созд ании п роизв ед ения. П ов еств ов атель назы в ает себя
ав тором, сочинителем, ком ментирует св ою манеру изложения, гов орит о
п ерсонаже « наш г      ерой», исп ользует обращ ения (к п ред мету речи,
п ерсонажу, читателю ), а также формулы тип а « мы остав или наш его