Отечественная история. Учебное пособие. Лизогуб Г.В. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

27
Функцию посредников между производством и сбытом товаров вы-
полняли гости-купцы. С конца IX в. важную роль в жизни государства
играла внешняя торговля с Византией, Кавказом, Средней Азией,
Ближним Востоком.
Изменения в социально-политической и экономической жизни
Киевского государства сопровождались изменениями и в духовной
жизни. Важнейшей вехой на пути становления русского этноса стало
принятие христианства в его православной ветви в качестве госу-
дарственной религии.
Племенные, языческие верования были основаны на ощущении
воздействия на человека малопонятных, неведомых сил. Представле-
ния об этих силах соотносились с реалиями родоплеменного быта, с
определенными климатическими и физическими состояниями, изме-
нения которых вызывали религиозный кризис.
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных
миграций создавало предпосылки для усвоения более универсальных
верований. Поэтому не случайна восприимчивость новых религий со
стороны самой активной и подвижной части общества воинов-
дружинников.
Приобщение воинов-язычников к христианству не было достаточ-
но прочным и не всегда сопровождалось кардинальными переменами
в мировоззрении. Вдумчивое переосмысление духовного опыта дос-
тупно далеко не сразу и не всем.
Владимир-Креститель тоже не сразу пришел к христианству. Путь
к нему лежал через языческую реформу 980 г., призванную укрепить
язычество пантеоном главных богов; через переосмысление собствен-
ной жизни; возможно, от ощущения душевной пустоты.
Христианизация Руси была подготовлена предшествующим разви-
тием русских земель и вызвана как политическими причинами (укре-
пление собственной власти и государственной пользы этого требо-
вал монотеизм окружающих Русь стран), так и духовно нравственны-
ми (этическая и эстетическая привлекательность новой веры, отве-
чающей мировосприятию русичей).
Крещение Руси в целом имело насильственный характер. Влади-
мир рассматривал христианство как государственную религию, и от-
каз от крещения рассматривался им как проявление нелояльности по
отношению к Киеву.
Киевляне, а также южные и западные города, тесно связанные с
Европой торгово-экономическими отношениями, восприняли креще-
ние без особого сопротивления. Но на северо-востоке страны в силу
большей приверженности традиционным обрядам (в сельских мест-
Функцию посредников между производством и сбытом товаров вы-
полняли гости-купцы. С конца IX в. важную роль в жизни государства
играла внешняя торговля с Византией, Кавказом, Средней Азией,
Ближним Востоком.
    Изменения в социально-политической и экономической жизни
Киевского государства сопровождались изменениями и в духовной
жизни. Важнейшей вехой на пути становления русского этноса стало
принятие христианства в его православной ветви в качестве госу-
дарственной религии.
    Племенные, языческие верования были основаны на ощущении
воздействия на человека малопонятных, неведомых сил. Представле-
ния об этих силах соотносились с реалиями родоплеменного быта, с
определенными климатическими и физическими состояниями, изме-
нения которых вызывали религиозный кризис.
    Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных
миграций создавало предпосылки для усвоения более универсальных
верований. Поэтому не случайна восприимчивость новых религий со
стороны самой активной и подвижной части общества – воинов-
дружинников.
    Приобщение воинов-язычников к христианству не было достаточ-
но прочным и не всегда сопровождалось кардинальными переменами
в мировоззрении. Вдумчивое переосмысление духовного опыта дос-
тупно далеко не сразу и не всем.
    Владимир-Креститель тоже не сразу пришел к христианству. Путь
к нему лежал через языческую реформу 980 г., призванную укрепить
язычество пантеоном главных богов; через переосмысление собствен-
ной жизни; возможно, от ощущения душевной пустоты.
    Христианизация Руси была подготовлена предшествующим разви-
тием русских земель и вызвана как политическими причинами (укре-
пление собственной власти и государственной пользы – этого требо-
вал монотеизм окружающих Русь стран), так и духовно нравственны-
ми (этическая и эстетическая привлекательность новой веры, отве-
чающей мировосприятию русичей).
    Крещение Руси в целом имело насильственный характер. Влади-
мир рассматривал христианство как государственную религию, и от-
каз от крещения рассматривался им как проявление нелояльности по
отношению к Киеву.
    Киевляне, а также южные и западные города, тесно связанные с
Европой торгово-экономическими отношениями, восприняли креще-
ние без особого сопротивления. Но на северо-востоке страны в силу
большей приверженности традиционным обрядам (в сельских мест-



                                                                27