ВУЗ:
Составители:
53
покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в
проектировании продукции индустриального дизайна.
5.2. Теоретические концепции дизайна
Дизайн непосредственно связан не только с материальным производст-
вом и рынком. Теоретические концепции дизайна, суждения о нем, его целях,
методах и средствах, в конечном счете, зависимы от комплекса социально-
экономических и культурно-эстетических факторов, общественных систем.
Дизайн в течение всей истории (возникновения, становления, широкого рас-
пространения) был и остается социально и идейно неоднородным. Деятели
дизайна (как практики, так и теоретики) неоднозначно понимали и понимают
цели и задачи своего творчества.
Все это обуславливает различие суждений о художественно-
эстетических возможностях дизайна, неоднозначное понимание взаимосвязи
формы и функции в нем. И все же несколько доминирующих тенденций мы
выделим из всего их разнообразия, для начала в западном дизайне.
Функционализм – направление в эстетике, основанное на принципе –
форма, следующая за функцией в чисто утилитарном плане (без учета соци-
альной составляющей функции). То есть форма в дизайне – результат почти
«чисто» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктив-
ных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитыва-
ются в пределах эргономики. Факторы символико-эстетические, художест-
венные, якобы, не должны беспокоить дизайнеров.
Крайний функционализм, в значительной степени оправданный для ог-
раниченного круга чисто технических изделий для сферы производства, рас-
пространенный на всю среду жизнедеятельности, на область материально-
художественной культуры, не может быть признан прогрессивным направле-
нием. Это направление менее всего было связано с принципами изобрази-
тельных искусств, почти не пользовалось такими понятиями как « компози-
ция», «стиль», «образ» и т.п.
Дизайн – специфическая художественная профессия, область само-
выражения художника, форма искусства. Это направление, противопо-
ложное функционализму, в котором понятие формы переносится из сферы
современного изобразительного искусства с преимущественным акцентом на
абстрактные формы. Дизайн объявляется свободной игрой форм, выводится
из внутренних побуждений художника к творчеству форм.
Коммерческий дизайн ( стайлинг) – особый тип формально-
эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключи-
тельно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касаю-
щийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг
придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с кон-
кретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением
предпочтений.
покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна. 5.2. Теоретические концепции дизайна Дизайн непосредственно связан не только с материальным производст- вом и рынком. Теоретические концепции дизайна, суждения о нем, его целях, методах и средствах, в конечном счете, зависимы от комплекса социально- экономических и культурно-эстетических факторов, общественных систем. Дизайн в течение всей истории (возникновения, становления, широкого рас- пространения) был и остается социально и идейно неоднородным. Деятели дизайна (как практики, так и теоретики) неоднозначно понимали и понимают цели и задачи своего творчества. Все это обуславливает различие суждений о художественно- эстетических возможностях дизайна, неоднозначное понимание взаимосвязи формы и функции в нем. И все же несколько доминирующих тенденций мы выделим из всего их разнообразия, для начала в западном дизайне. Функционализм – направление в эстетике, основанное на принципе – форма, следующая за функцией в чисто утилитарном плане (без учета соци- альной составляющей функции). То есть форма в дизайне – результат почти «чисто» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктив- ных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитыва- ются в пределах эргономики. Факторы символико-эстетические, художест- венные, якобы, не должны беспокоить дизайнеров. Крайний функционализм, в значительной степени оправданный для ог- раниченного круга чисто технических изделий для сферы производства, рас- пространенный на всю среду жизнедеятельности, на область материально- художественной культуры, не может быть признан прогрессивным направле- нием. Это направление менее всего было связано с принципами изобрази- тельных искусств, почти не пользовалось такими понятиями как « компози- ция», «стиль», «образ» и т.п. Дизайн – специфическая художественная профессия, область само- выражения художника, форма искусства. Это направление, противопо- ложное функционализму, в котором понятие формы переносится из сферы современного изобразительного искусства с преимущественным акцентом на абстрактные формы. Дизайн объявляется свободной игрой форм, выводится из внутренних побуждений художника к творчеству форм. Коммерческий дизайн ( стайлинг) – особый тип формально- эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключи- тельно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касаю- щийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с кон- кретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений. 53
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- …
- следующая ›
- последняя »