Проектирование и конструирование (основы). Лоцманенко В.В - 54 стр.

UptoLike

54
Системный подход в дизайне. В связи с усложнением проектируемых
объектов, структура которых была многоуровневой, или относительно не-
сложных объектов, но встроенных в систему многоаспектных связей с произ-
водственной, экологической и социально-культурной средой был разработан
дизайн с системным подходом. Для таких объектов оказались непригодными
традиционные методы дизайна, рассчитанные на проектирование единичных
изделий. Такой подход во многом был связан с принципиальным отказом от
художественно-интуитивных методов в пользу системотехники, кибернетики
и других строго логизированных, научно обоснованных приемов.
Ограниченность упрощенного понимания природы творчества в этом
методе привела к кризисной ситуации в дизайн-проектировании, осознанной
в конце 70- х годов прошлого века. Пришло понимание того, что проектные
решения не могут основываться лишь на тщательно собранных научных дан-
ных. Нельзя абстрагировать решения от социально-политического и эконо-
мического контекстов, целей и задач проектирования.
Создание изделий, пленяющих воображение, приносящих наслаж-
дение, удобных, надежных. В 80-90-е годы ХХ века рынок предметов пер-
вой необходимости в постиндустриальных странах уходит в прошлое. Бум
рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рын-
ком – «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок». Дизайне-
ры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасно-
сти в эксплуатации, делают акцент на оригинальности формальных призна-
ков (пластике, цвете, фактуре и пр.) – на впечатлении от изделий, их эффек-
тивности. С упором на подсознательное производятся исследования по выяв-
лению эмоций потребителей не только при эксплуатации изделий, но и моти-
ваций по выбору тех или иных моделей.
В отечественном дизайне первые концепции зародились в конце 50-х,
начале 60-х годов, до этого слово дизайн вообще было под запретом. Аксио-
морфологическая концепция. Под морфологией понимается структура, ко-
торую человек придает веществу природы в процессе своей целенаправлен-
ной трудовой деятельности. Предмет выступает на поверхность явлений сво-
ей вещной, морфологической стороной и, воспроизводя ее, дизайнер занят
поиском естественно-природных, вещественных, натуральных свойств объ-
екта. В понятии аксиологии абстрагируется совокупность полезных функций
вещиее общественно-ценностные свойства.
В концепции намечаются связи дизайна с искусством, делается акцент
на выделении условий общественного функционирования вещей, выявлении
их культурной ценности. Основные положения концепции, в частности свя-
занные с понятием эстетической ценности, легли в основу анализа и оценки
потребительских свойств товаров народного потребления и используются, в
частности при оценке промышленных изделий. Типовая номенклатура эсте-
тических показателей качества и степень важности их для некоторых видов
товаров приведены в приложении 2.
      Системный подход в дизайне. В связи с усложнением проектируемых
объектов, структура которых была многоуровневой, или относительно не-
сложных объектов, но встроенных в систему многоаспектных связей с произ-
водственной, экологической и социально-культурной средой был разработан
дизайн с системным подходом. Для таких объектов оказались непригодными
традиционные методы дизайна, рассчитанные на проектирование единичных
изделий. Такой подход во многом был связан с принципиальным отказом от
художественно-интуитивных методов в пользу системотехники, кибернетики
и других строго логизированных, научно обоснованных приемов.
      Ограниченность упрощенного понимания природы творчества в этом
методе привела к кризисной ситуации в дизайн-проектировании, осознанной
в конце 70- х годов прошлого века. Пришло понимание того, что проектные
решения не могут основываться лишь на тщательно собранных научных дан-
ных. Нельзя абстрагировать решения от социально-политического и эконо-
мического контекстов, целей и задач проектирования.
      Создание изделий, пленяющих воображение, приносящих наслаж-
дение, удобных, надежных. В 80-90- е годы ХХ века рынок предметов пер-
вой необходимости в постиндустриальных странах уходит в прошлое. Бум
рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рын-
ком – « рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок». Дизайне-
ры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасно-
сти в эксплуатации, делают акцент на оригинальности формальных призна-
ков (пластике, цвете, фактуре и пр.) – на впечатлении от изделий, их эффек-
тивности. С упором на подсознательное производятся исследования по выяв-
лению эмоций потребителей не только при эксплуатации изделий, но и моти-
ваций по выбору тех или иных моделей.
      В отечественном дизайне первые концепции зародились в конце 50- х,
начале 60-х годов, до этого слово дизайн вообще было под запретом. Аксио-
морфологическая концепция. Под морфологией понимается структура, ко-
торую человек придает веществу природы в процессе своей целенаправлен-
ной трудовой деятельности. Предмет выступает на поверхность явлений сво-
ей вещной, морфологической стороной и, воспроизводя ее, дизайнер занят
поиском естественно-природных, вещественных, натуральных свойств объ-
екта. В понятии аксиологии абстрагируется совокупность полезных функций
вещи – ее общественно-ценностные свойства.
      В концепции намечаются связи дизайна с искусством, делается акцент
на выделении условий общественного функционирования вещей, выявлении
их культурной ценности. Основные положения концепции, в частности свя-
занные с понятием эстетической ценности, легли в основу анализа и оценки
потребительских свойств товаров народного потребления и используются, в
частности при оценке промышленных изделий. Типовая номенклатура эсте-
тических показателей качества и степень важности их для некоторых видов
товаров приведены в приложении 2.



                                    54