Составители:
Рубрика:
преемственность и стабильность руководства страной.
Оригинальный взгляд на историю общества как постоянную
борьбу и «циркуляцию» элит представил Парето, причем
выдвижение в политическую или интеллектуальную элиту для него
связано со способностью индивида к инстинктивным,
иррациональным поступкам, представляющим особый дар в
сравнении с рациональностью, пронизывающей общество. В его
словаре «остатки» — это чувства или аффективные действия,
слившиеся с природой человека, а «производные» —
интеллектуальные системы защиты, которыми придается
видимость рациональности словам или поступкам (идеологии,
оправдательные теории). Парето подразделил остатки на шесть
классов, внутри которых есть роды и даже виды, им соответствуют
определенные производные. Классификация остатков и
производных представляла собой учение о природе человека,
проявлявшейся в общественной жизни. Различные классы
остатков соответствовали группам чувств, которые фиксировались
в истории во всех обществах. Консерватизм Парето, пессимизм в
отношении прогресса человека состоял в том, что, по его мнению,
остатки и их классы мало меняются.
Не будучи психологом и не претендуя на это, Парето описал
важные психологические приемы воздействий; например, задолго
до Гитлера показал, как эффективно многократное повторение
одного и того же, что рациональность и логичность в мыслях
значат для толпы меньше, чем умение создать впечатление. Он
показал, как важна иллюзия для формирования политического
поведения, направленного на идеальные цели: например,
социалисты провоцируют восстание рабочих, обещая
бесклассовое общество, но когда вожди восстания берут верх, то
строят новое общество, очень далекое от провозглашенного до
революции идеала. Причем за этим могут стоять либо
рациональность лицемеров и циников, либо иллюзии самих
вождей, в которых нуждаются управляемые.
Парето, в определении элиты, давал ей широкое и узкое
толкование. Широкое охватывало всю общественную элиту — от
известного шахматиста, поэта до любовниц политиков; узкое—
лишь правящую, играющую роль в управлении, принимающую
решение часть высшего слоя. Являясь наследником взглядов
Макиавелли, Парето указывал на два основных средства
управления — силу и хитрость («львов» и «лис»), причем
деятельность «львов» свойственна авторитарным режимам, а
«лис» демократическим или, используя его выражение,
плутодемократическим.
Он соглашался с Марксом в том, что классовая борьба имела
фундаментальное значение для истории общества, но считал, что
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »