Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

97
нил учитель Ануш (Anušs), не только преподававший в школе, но и ос-
новавший первый в Рыжково певческий хор
5
.
В 1890-х гг. в колонии существовали уже две школылатышская и
эстонская, которые находились на государственном обеспечении
(valdības uzturētas skolas). Однако в 1914 г. материальное состояние этих
школ ухудшилось. Резко возросла плата за обучение, и в школы стали
принимать лишь детей зажиточных крестьян. По-прежнему преподава-
ние велось на трех языках, но поскольку учителей не хватало, поселенцы
прибегали к помощи ссыльных. Так, на эстонском языке преподавал
ссыльный Рейман, на латышскомСула, на финскомФрекин
6
.
Обычным явлением была национальная школа и в эстонских де-
ревнях. Это было связано с тем, что переселение эстонцев в Сибирь сов-
пало по времени с началом национального пробуждения в Эстонии. На-
ряду с практическими стремлениями желанием иметь свой хутор, из-
бавиться от гнета немецких баронов и русской колониальной админист-
рации высокую ценность приобрело образование. По данным пастора
А. Ниголя, в 1918 г. в Западной Сибири насчитывалось 21 стационарная
и 2 передвижные эстонские школы, из которых 12 располагались в То-
больской губернии, 8 – в Томской и 3 – в Омской
7
.
Грамотность переселенцев была почти всеобщей. Из Эстонии вы-
писывали газеты, календари, книги, чтобы быть в курсе жизни в евро-
пейской части России и во всем мире
8
.
Функционирование прибалтийских культурно-просветительных (в
первую очередь образовательных учреждений) после революционных
событий 1917 г. было бы невозможным без законодательной базы, соз-
данной советским правительством.
Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической
революции была начата реформа образования, узаконенная в октябре
1918 г. декретом «О единой трудовой школе». Тогда же была предложена
долгосрочная программа развития народного образования, которая вы-
полнялась в течение всего советского периода. Школа рассматривалась
как главный государственный институт, который создает гражданина и
воспроизводит общество.
В 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР». По этому декрету все население республики в воз-
98
расте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано было обучить-
ся грамоте на родном или русском языке по желанию.
Позднее, после принятия в августе 1930 г. постановления ВЦИК и
СНК РСФСР «О введении всеобщего начального обучения» открылась
широкая возможность свободного бесплатного обучения детей в школах,
техникумах, вузах.
Во время Гражданской войны в Сибири все вопросы культурного
строительства отошли на второй план. Это вызвало резкое недовольство
представителей западных нацменьшинств и стимулировало их отъезд на
родину во время оптационной кампании 1920–1923 гг. Так, в письме 50
литовских беженцев, проживавших в Иркутске, от 3 мая 1921 г., направ-
ленном в Наркоминдел РСФСР, Центрэвак и председателю Сибревкома,
назывались три основные причины, заставляющие их покидать Сибирь.
Это, во-первых, желание вернуться на родину, во-вторых, «грозящая ги-
бель от голода и холода» из-за топливного и продовольственного кризи-
са, и, в-третьих, отсутствие культурно-просветительской работы на род-
ном языке, что при незнании большинством литовцев русского языка
гарантировало полный культурный застой
9
.
Действительно, положение в сфере народного образования и куль-
турно-просветительской работы на родном языке у выходцев из Прибал-
тики оставалось очень тяжелым. Так, перед революцией среди латышей
Омской губернии было 51% неграмотных, среди латышей Иркутской
губернии – 69,6, а в среднем по Западной Сибири – 78,2%
10
.
По данным демографической переписи 1920 г., по Омской губер-
нии среди латышей было 51,7% неграмотных, среди эстонцев 58,0,
среди русских 78,0%
11
.
Поэтому одной из важнейших задач латышских и эстонских сек-
ций РКП(б) и РКСМ стало возрождение сети национальных школ. Уже в
1920 г. в Сибири работала 41 латышская школа, где учились 1 625
школьников: 18 школ находилось в Омской губернии, 13 в Енисейской,
5 в Томской, 4 в Алтайской и 1 в Иркутской
12
. Кроме эстонских
школ, возобновивших после Гражданской войны свою деятельность, в
1920 г. были открыты новые школы: в селах Рыжково, Новый Ревель,
деревне Власинская Омской губернии и ряде других населенных пунк-
тов
13
.
нил учитель Ануш (Anušs), не только преподававший в школе, но и ос-         расте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано было обучить-
новавший первый в Рыжково певческий хор5.                                   ся грамоте на родном или русском языке по желанию.
       В 1890-х гг. в колонии существовали уже две школы – латышская и             Позднее, после принятия в августе 1930 г. постановления ВЦИК и
эстонская, которые находились на государственном обеспечении                СНК РСФСР «О введении всеобщего начального обучения» открылась
(valdības uzturētas skolas). Однако в 1914 г. материальное состояние этих   широкая возможность свободного бесплатного обучения детей в школах,
школ ухудшилось. Резко возросла плата за обучение, и в школы стали          техникумах, вузах.
принимать лишь детей зажиточных крестьян. По-прежнему преподава-                   Во время Гражданской войны в Сибири все вопросы культурного
ние велось на трех языках, но поскольку учителей не хватало, поселенцы      строительства отошли на второй план. Это вызвало резкое недовольство
прибегали к помощи ссыльных. Так, на эстонском языке преподавал             представителей западных нацменьшинств и стимулировало их отъезд на
ссыльный Рейман, на латышском – Сула, на финском – Фрекин6.                 родину во время оптационной кампании 1920–1923 гг. Так, в письме 50
       Обычным явлением была национальная школа и в эстонских де-           литовских беженцев, проживавших в Иркутске, от 3 мая 1921 г., направ-
ревнях. Это было связано с тем, что переселение эстонцев в Сибирь сов-      ленном в Наркоминдел РСФСР, Центрэвак и председателю Сибревкома,
пало по времени с началом национального пробуждения в Эстонии. На-          назывались три основные причины, заставляющие их покидать Сибирь.
ряду с практическими стремлениями – желанием иметь свой хутор, из-          Это, во-первых, желание вернуться на родину, во-вторых, «грозящая ги-
бавиться от гнета немецких баронов и русской колониальной админист-         бель от голода и холода» из-за топливного и продовольственного кризи-
рации – высокую ценность приобрело образование. По данным пастора           са, и, в-третьих, отсутствие культурно-просветительской работы на род-
А. Ниголя, в 1918 г. в Западной Сибири насчитывалось 21 стационарная        ном языке, что при незнании большинством литовцев русского языка
и 2 передвижные эстонские школы, из которых 12 располагались в То-          гарантировало полный культурный застой 9.
больской губернии, 8 – в Томской и 3 – в Омской7.                                  Действительно, положение в сфере народного образования и куль-
       Грамотность переселенцев была почти всеобщей. Из Эстонии вы-         турно-просветительской работы на родном языке у выходцев из Прибал-
писывали газеты, календари, книги, чтобы быть в курсе жизни в евро-         тики оставалось очень тяжелым. Так, перед революцией среди латышей
пейской части России и во всем мире8.                                       Омской губернии было 51% неграмотных, среди латышей Иркутской
       Функционирование прибалтийских культурно-просветительных (в          губернии – 69,6, а в среднем по Западной Сибири – 78,2%10.
первую очередь образовательных учреждений) после революционных                     По данным демографической переписи 1920 г., по Омской губер-
событий 1917 г. было бы невозможным без законодательной базы, соз-          нии среди латышей было 51,7% неграмотных, среди эстонцев – 58,0,
данной советским правительством.                                            среди русских 78,0%11.
       Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической                  Поэтому одной из важнейших задач латышских и эстонских сек-
революции была начата реформа образования, узаконенная в октябре            ций РКП(б) и РКСМ стало возрождение сети национальных школ. Уже в
1918 г. декретом «О единой трудовой школе». Тогда же была предложена        1920 г. в Сибири работала 41 латышская школа, где учились 1 625
долгосрочная программа развития народного образования, которая вы-          школьников: 18 школ находилось в Омской губернии, 13 – в Енисейской,
полнялась в течение всего советского периода. Школа рассматривалась         5 – в Томской, 4 – в Алтайской и 1 – в Иркутской12. Кроме эстонских
как главный государственный институт, который создает гражданина и          школ, возобновивших после Гражданской войны свою деятельность, в
воспроизводит общество.                                                     1920 г. были открыты новые школы: в селах Рыжково, Новый Ревель,
       В 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди        деревне Власинская Омской губернии и ряде других населенных пунк-
населения РСФСР». По этому декрету все население республики в воз-          тов13.


                                   97                                                                         98