Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

101
Материальная база национальных школ также была слаба. Как от-
мечалось в упомянутом выше докладе Тарского УОНО, оборудование
мебелью национальных школ в уезде было значительно хуже, чем у рус-
ских и составляло 35–40% потребности. В плачевном состоянии находи-
лись также школьные здания
22
.
Не лучше обстояло дело и в других уездах Омской губернии. Так,
например, на ремонт Коротковской латышской школы I ступени была
составлена смета на сумму 100 руб., а было отпущено только 38 руб.
80 коп. В Васюганской эстонской школе I ступени не хватало даже пис-
чебумажных принадлежностей
23
.
Еще одной проблемой было создание национальных школ в дерев-
нях с национально-смешанным населением. В зависимости от различных
обстоятельств, в частности от удельного веса той или иной национально-
сти, этот вопрос решали по-разному. Так, например, в д. Ковалево Кала-
чинского уезда, где жили как эстонцы, так и латыши, а в местной школе
работал только учитель-эстонец, общее собрание жителей просило УО-
НО прислать в школу также учителя-латыша
24
. А в Тарском уезде, где в
большинстве деревень преобладала какая-либо одна национальность, в
школах обучали на языке большинства населения той или иной деревни.
Например, в д. Верхней Бобровке эстонские дети ходили в латышскую
школу, а в д. Юрьевке латышские детив эстонскую
25
.
Не удалось создать национальные школы у латгальцев. Коллегия
СибкрайОНО на своем заседании 15 марта 1927 г. отнесла латгальцев
наряду с немцами, латышами, украинцами, белорусами, поляками, ев-
реями и эстонцами к числу наиболее культурных национальных мень-
шинств Сибири
26
. Однако это, по всей вероятности, была ошибочная
оценка, так как на протяжении всего предшествующего периода не толь-
ко не выпускалась латгальская учебная литература, но и не готовился
педагогический персонал для работы с этой этнической группой. В неко-
торых латгальских деревнях почти все взрослое население было негра-
мотно или малограмотно. Поэтому на заседании Нацменколлегии 4 июня
1927 г. было принято решение о вовлечении латгальцев в существовав-
шие русские и латышские школы
27
. Это решение оказало негативное воз-
действие на дальнейшее развитие латгальского языка и культуры.
Становлению национальных школ в Сибири препятствовали также
не только отдельные граждане, но и целые социальные группы. Напри-
102
мер, в с. Васюган Татарского уезда против школы активно выступали
кулаки, адвентисты-сектанты, оптанты и самогонщики, а в с. Коротково
Тюкалинского уезда многие верующие отказывались посылать детей в
школу, так как там не преподавали закон Божий
28
.
Но несмотря на все вышеуказанные проблемы, в сфере народного
просвещения были и значительные успехи. Так, в 1926 г. по числу гра-
мотных на каждую тысячу жителей латыши и эстонцы занимали соответ-
ственно второе и четвертое места в СССР, имея 745 грамотных на 1 000
человек у латышей и 724 у эстонцев. По этому показателю выходцы из
Прибалтики уступали только караимам (849 грамотных на 1 000 человек)
и жившим в СССР чехам и словакам (743 на 1 000)
29
. В 1928 г. в СССР в
372 крупных латышских колониях было 106 школ. Из них в Сибири нахо-
дилось 102 колонии с 31 школой
30
. Когда в 1930 г. было принято поста-
новление о всеобщем обязательном начальном образовании, по крайней
мере в 1930/31 учебном году, обучением на родном языке были охвачены
все эстонские, немецкие и татарские дети
31
.
Кроме национальных школ во многих латышских и эстонских де-
ревнях организовывались детские площадки для детей дошкольного воз-
раста. Они были организованы в Поливаново, Рыжково, Елизаветино и
некоторых других деревнях. Функционировали детские площадки в лет-
нее время. Организовывали их в основном студентки Латышского цен-
трального педагогического техникума и Ленинградского эстонского пе-
дагогического техникума. На площадках проводились учебные занятия
(рисование, счет, писание, изготовление моделей), а также игры, как ор-
ганизованные, так и сводные. Иногда организовывались экскурсии в лес,
на луг и т. д. Работали детские площадки ежедневно. Для детей, которые
находились на площадке целый день, организовывалось питание.
Несмотря на то, что детские площадки назывались национальны-
ми, их посещали дети разных национальностей. Так, например, из 31
ребенка, посещавшего латышскую детплощадку в селе Елизаветино,
только 5 детей были латыши, 4 из русско-латышских семей, и говорили
они как по-латышски, так и по-русски, а остальные были из русских и
латгальских семей и говорили дома только по-русски
32
. В селе Рыжково
обе воспитательницы местной детплощадки были по национальности
латышки, а дети из латышских, эстонских и финских семей. Это созда-
вало трудности в работе, и поэтому на собрании родителей было решено
       Материальная база национальных школ также была слаба. Как от-     мер, в с. Васюган Татарского уезда против школы активно выступали
мечалось в упомянутом выше докладе Тарского УОНО, оборудование           кулаки, адвентисты-сектанты, оптанты и самогонщики, а в с. Коротково
мебелью национальных школ в уезде было значительно хуже, чем у рус-      Тюкалинского уезда многие верующие отказывались посылать детей в
ских и составляло 35–40% потребности. В плачевном состоянии находи-      школу, так как там не преподавали закон Божий28.
лись также школьные здания22.                                                   Но несмотря на все вышеуказанные проблемы, в сфере народного
       Не лучше обстояло дело и в других уездах Омской губернии. Так,    просвещения были и значительные успехи. Так, в 1926 г. по числу гра-
например, на ремонт Коротковской латышской школы I ступени была          мотных на каждую тысячу жителей латыши и эстонцы занимали соответ-
составлена смета на сумму 100 руб., а было отпущено только 38 руб.       ственно второе и четвертое места в СССР, имея 745 грамотных на 1 000
80 коп. В Васюганской эстонской школе I ступени не хватало даже пис-     человек у латышей и 724 – у эстонцев. По этому показателю выходцы из
чебумажных принадлежностей 23.                                           Прибалтики уступали только караимам (849 грамотных на 1 000 человек)
       Еще одной проблемой было создание национальных школ в дерев-      и жившим в СССР чехам и словакам (743 на 1 000)29. В 1928 г. в СССР в
нях с национально-смешанным населением. В зависимости от различных       372 крупных латышских колониях было 106 школ. Из них в Сибири нахо-
обстоятельств, в частности от удельного веса той или иной национально-   дилось 102 колонии с 31 школой30. Когда в 1930 г. было принято поста-
сти, этот вопрос решали по-разному. Так, например, в д. Ковалево Кала-   новление о всеобщем обязательном начальном образовании, по крайней
чинского уезда, где жили как эстонцы, так и латыши, а в местной школе    мере в 1930/31 учебном году, обучением на родном языке были охвачены
работал только учитель-эстонец, общее собрание жителей просило УО-       все эстонские, немецкие и татарские дети31.
НО прислать в школу также учителя-латыша24. А в Тарском уезде, где в            Кроме национальных школ во многих латышских и эстонских де-
большинстве деревень преобладала какая-либо одна национальность, в       ревнях организовывались детские площадки для детей дошкольного воз-
школах обучали на языке большинства населения той или иной деревни.      раста. Они были организованы в Поливаново, Рыжково, Елизаветино и
Например, в д. Верхней Бобровке эстонские дети ходили в латышскую        некоторых других деревнях. Функционировали детские площадки в лет-
школу, а в д. Юрьевке латышские дети – в эстонскую 25.                   нее время. Организовывали их в основном студентки Латышского цен-
       Не удалось создать национальные школы у латгальцев. Коллегия      трального педагогического техникума и Ленинградского эстонского пе-
СибкрайОНО на своем заседании 15 марта 1927 г. отнесла латгальцев        дагогического техникума. На площадках проводились учебные занятия
наряду с немцами, латышами, украинцами, белорусами, поляками, ев-        (рисование, счет, писание, изготовление моделей), а также игры, как ор-
реями и эстонцами к числу наиболее культурных национальных мень-         ганизованные, так и сводные. Иногда организовывались экскурсии в лес,
шинств Сибири26. Однако это, по всей вероятности, была ошибочная         на луг и т. д. Работали детские площадки ежедневно. Для детей, которые
оценка, так как на протяжении всего предшествующего периода не толь-     находились на площадке целый день, организовывалось питание.
ко не выпускалась латгальская учебная литература, но и не готовился             Несмотря на то, что детские площадки назывались национальны-
педагогический персонал для работы с этой этнической группой. В неко-    ми, их посещали дети разных национальностей. Так, например, из 31
торых латгальских деревнях почти все взрослое население было негра-      ребенка, посещавшего латышскую детплощадку в селе Елизаветино,
мотно или малограмотно. Поэтому на заседании Нацменколлегии 4 июня       только 5 детей были латыши, 4 – из русско-латышских семей, и говорили
1927 г. было принято решение о вовлечении латгальцев в существовав-      они как по-латышски, так и по-русски, а остальные были из русских и
шие русские и латышские школы27. Это решение оказало негативное воз-     латгальских семей и говорили дома только по-русски32. В селе Рыжково
действие на дальнейшее развитие латгальского языка и культуры.           обе воспитательницы местной детплощадки были по национальности
       Становлению национальных школ в Сибири препятствовали также       латышки, а дети – из латышских, эстонских и финских семей. Это созда-
не только отдельные граждане, но и целые социальные группы. Напри-       вало трудности в работе, и поэтому на собрании родителей было решено
                                 101                                                                      102