Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

103
ходатайствовать перед соответствующими учреждениями о присылке
воспитательницы-эстонки
33
.
Отношение местного населения к детским площадкам было неод-
нозначным. Например, в Рыжково только 3–4 человека активно помогали
организовывать местную детплощадку, а остальные относились к ней
либо нейтрально, либо враждебно, рассуждая, что «это только лишний
налог на нашу шею, и наши дети вырастут и без площадки, как мы вы-
росли». Определенная часть населения распространяла слухи, что на
детплощадке из детей сделают коммунистов и навсегда увезут их в го-
род. Более того, никакой помощи не оказали ни местная маслоартель, ни
ячейка комсомола. А председатель Рыжковского сельсовета даже пытал-
ся присвоить 20 руб., присланных РИКом на нужды детплощадки
34
. Та-
ким образом, несмотря на пропаганду, которую проводили эстонские и
латышские секции ВКП(б), большинству населения цели и значение дет-
площадок были чужды и непонятны.
Многие латыши и эстонцы, окончившие школу, имели возмож-
ность продолжить свое образование в национальных средних специаль-
ных учебных заведениях. Кроме упомянутых выше латышского и эстон-
ского педагогических техникумов был открыт также латышский сельско-
хозяйственный институт в г. Петрограде, первый набор в который был
произведен в декабре 1921 г. Срок обучения был 3 года. Из 40 мест 7 вы-
делялось латышам Сибири, 5 Башкирии, 8 Новгородской, 5 Псков-
ской, 5 Петроградской, 3 Московской, 2 Витебской и 5 Смолен-
ской губерний
35
.
Неотъемлемой частью культурно-просветительной работы сибир-
ских латышей и эстонцев было создание клубов, библиотек, изб-читален.
В 1924 г. на 8 тысяч латышских колонистов в Омском округе приходи-
лось 4 избы-читальни, 10 библиотек и 3 клуба. В 1928 г., по подсчетам К.
Шкилтерса, в Сибири насчитывалось 7 латышских изб-читален (lasītava)
и 39 красных уголков (sarkanais sturis)
36
.
В конце 1920 г. эстонский подотдел отдела просвещения нацмень-
шинств Наркомпроса зарегистрировал в Омской губернии 7 националь-
ных библиотек, 8 клубов, 8 изб-читален
37
. Активная культурно-
просветительная работа велась также и в Томской губернии. Так, напри-
мер, в с. Березовка (Kaseküla) существовало эстонское культурно-
просветительное общество, в котором состояло 80 членов
38
. В этих уч-
104
реждениях велась активная лекционная пропаганда. Так, в ново-ревель-
ской библиотеке в январе 1921 г. было проведено 4 лекции, 5 чтений и 3
беседы, которые посетило в общей сложности 70% населения деревни
39
.
Кроме того, во многих деревнях с прибалтийским населением су-
ществовали различные кружки, проводившие как теоретическую, так и
практическую работу с населением. Так, например, в с. Рыжково мест-
ный сельскохозяйственный кружок не только вел пропаганду прогрес-
сивных методов земледелия, но и выписал из Москвы и Кременчуга
45 кг семян различных культур на общую сумму 85 руб.
40
Во многих де-
ревнях работали также литературные, хоровые, музыкальные кружки,
активно участвовавшие в организации общесоветских и народных празд-
ников
41
.
Широко распространены были латышские и эстонские драматиче-
ские кружки. В 1920 г. в Сибири работало 30 латышских драмкружков, а
самой популярной была омская драматическая труппа первый профес-
сиональный латышский театр в Сибири
42
. Наиболее крупными эстон-
скими драмкружками были театральные труппы в селах Поливановка и
Ускюла Омской губернии
43
. Организация драматического кружка была
одной из первых задач местной коммунистической ячейки в деревне
Вамболе Мариинского уезда Томской губернии (приложение 4.2).
В сфере организации культурно-просветительных учреждений так-
же имелись серьезные проблемы. Во-первых, многие деревни были разде-
лены на хутора, находившиеся на значительном расстоянии друг от друга,
ввиду чего сложно было организовать какую-либо культурно-просвети-
тельную деятельность
44
. Во-вторых, слабая материальная база драм-
кружков. Так, в с. Ускюла Тарского уезда артисты местной театральной
труппы ставили спектакли под открытым небом, так как не имели поме-
щения, а в пос. Высоковском Тюкалинского уезда для организации театра
не было специалистов, а для оркестра струнных инструментов
45
.
Большую помощь прибалтийским культурно-просветительским уч-
реждениям оказывали кооперативные и государственные предприятия.
Например, в с. Рыжково местный кооператив пожертвовал на нужды избы-
читальни 20 руб., часть из которых пошла на погашение долгов
46
.
Еще одним важным направлением культурно-просветительной ра-
боты эстонских и латышских коммунистов в Сибири стало издание пе-
риодической печати на родном языке. 16 апреля 1918 г. в Омске вышел
ходатайствовать перед соответствующими учреждениями о присылке             реждениях велась активная лекционная пропаганда. Так, в ново-ревель-
воспитательницы-эстонки33.                                                 ской библиотеке в январе 1921 г. было проведено 4 лекции, 5 чтений и 3
      Отношение местного населения к детским площадкам было неод-          беседы, которые посетило в общей сложности 70% населения деревни39.
нозначным. Например, в Рыжково только 3–4 человека активно помогали               Кроме того, во многих деревнях с прибалтийским населением су-
организовывать местную детплощадку, а остальные относились к ней           ществовали различные кружки, проводившие как теоретическую, так и
либо нейтрально, либо враждебно, рассуждая, что «это только лишний         практическую работу с населением. Так, например, в с. Рыжково мест-
налог на нашу шею, и наши дети вырастут и без площадки, как мы вы-         ный сельскохозяйственный кружок не только вел пропаганду прогрес-
росли». Определенная часть населения распространяла слухи, что на          сивных методов земледелия, но и выписал из Москвы и Кременчуга
детплощадке из детей сделают коммунистов и навсегда увезут их в го-        45 кг семян различных культур на общую сумму 85 руб.40 Во многих де-
род. Более того, никакой помощи не оказали ни местная маслоартель, ни      ревнях работали также литературные, хоровые, музыкальные кружки,
ячейка комсомола. А председатель Рыжковского сельсовета даже пытал-        активно участвовавшие в организации общесоветских и народных празд-
ся присвоить 20 руб., присланных РИКом на нужды детплощадки34. Та-         ников41.
ким образом, несмотря на пропаганду, которую проводили эстонские и                Широко распространены были латышские и эстонские драматиче-
латышские секции ВКП(б), большинству населения цели и значение дет-        ские кружки. В 1920 г. в Сибири работало 30 латышских драмкружков, а
площадок были чужды и непонятны.                                           самой популярной была омская драматическая труппа – первый профес-
      Многие латыши и эстонцы, окончившие школу, имели возмож-             сиональный латышский театр в Сибири42. Наиболее крупными эстон-
ность продолжить свое образование в национальных средних специаль-         скими драмкружками были театральные труппы в селах Поливановка и
ных учебных заведениях. Кроме упомянутых выше латышского и эстон-          Ускюла Омской губернии43. Организация драматического кружка была
ского педагогических техникумов был открыт также латышский сельско-        одной из первых задач местной коммунистической ячейки в деревне
хозяйственный институт в г. Петрограде, первый набор в который был         Вамболе Мариинского уезда Томской губернии (приложение 4.2).
произведен в декабре 1921 г. Срок обучения был 3 года. Из 40 мест 7 вы-           В сфере организации культурно-просветительных учреждений так-
делялось латышам Сибири, 5 – Башкирии, 8 – Новгородской, 5 – Псков-        же имелись серьезные проблемы. Во-первых, многие деревни были разде-
ской, 5 – Петроградской, 3 – Московской, 2 – Витебской и 5 – Смолен-       лены на хутора, находившиеся на значительном расстоянии друг от друга,
ской губерний35.                                                           ввиду чего сложно было организовать какую-либо культурно-просвети-
      Неотъемлемой частью культурно-просветительной работы сибир-          тельную деятельность44. Во-вторых, – слабая материальная база драм-
ских латышей и эстонцев было создание клубов, библиотек, изб-читален.      кружков. Так, в с. Ускюла Тарского уезда артисты местной театральной
В 1924 г. на 8 тысяч латышских колонистов в Омском округе приходи-         труппы ставили спектакли под открытым небом, так как не имели поме-
лось 4 избы-читальни, 10 библиотек и 3 клуба. В 1928 г., по подсчетам К.   щения, а в пос. Высоковском Тюкалинского уезда для организации театра
Шкилтерса, в Сибири насчитывалось 7 латышских изб-читален (lasītava)       не было специалистов, а для оркестра – струнных инструментов45.
и 39 красных уголков (sarkanais sturis)36.                                        Большую помощь прибалтийским культурно-просветительским уч-
      В конце 1920 г. эстонский подотдел отдела просвещения нацмень-       реждениям оказывали кооперативные и государственные предприятия.
шинств Наркомпроса зарегистрировал в Омской губернии 7 националь-          Например, в с. Рыжково местный кооператив пожертвовал на нужды избы-
ных библиотек, 8 клубов, 8 изб-читален37. Активная культурно-              читальни 20 руб., часть из которых пошла на погашение долгов46.
просветительная работа велась также и в Томской губернии. Так, напри-             Еще одним важным направлением культурно-просветительной ра-
мер, в с. Березовка (Kaseküla) существовало эстонское культурно-           боты эстонских и латышских коммунистов в Сибири стало издание пе-
просветительное общество, в котором состояло 80 членов38. В этих уч-       риодической печати на родном языке. 16 апреля 1918 г. в Омске вышел
                                  103                                                                       104