Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 69 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

137
Во время Пасхи в Латвии обязательно соблюдались три ритуала:
катались на качелях, чтобы уродился богатый урожай; варили крутые
яйца, так как яйцо у латышей, как и у многих других народов, являлось
символом жизни и плодородия; хлестались вербными ветками, которые
считались живительными и наделяющими здоровьем и плодовитостью.
В некоторых районах Латвии в Пасхальное утро перед восходом солнца
выходили из дома к какому-нибудь ручейку умываться, чтобы не вы-
ступили угри, лишаи и веснушки. Аналогичные обряды были также и в
Эстонии. В Сибири и латыши и эстонцы варят на Пасху яйца (так же,
как и окружающее русскоязычное население), но два других ритуала
встречались крайне редко. В целом Пасху отмечают 70,6% латышей
Западной Сибири и 65,8% эстонцев, причем этот праздник популярен у
представителей всех половозрастных и социально-профессиональных
групп.
Юрьев день и у латышей и у эстонцев ознаменовывал начало по-
левых работ. Конечно, ни латыши, ни эстонцы, живущие в Сибири, ниче-
го не слышали о древних языческих обрядах, связанных с этим праздни-
ком (например, в Латвии было принято резать в этот день петуха), но
многие пожилые люди отмечают этот день: на это указали 5,2% сибир-
ских латышей и 1,4% эстонцев. Праздник Троицы у латышей еще был
известен как праздник лета (Vasaras svētki), а у эстонцев праздник
встречи лета (Suviste pühad). В Прибалтике в этот день обычно собирают
для скота различные весенние травы, а в Сибири украшают дома зеле-
ными березками. У сибирских эстонцев было принято также ходить на
кладбище, где они посещали могилы близких. Троицу в Сибири отмеча-
ют 54,0% латышей и 54,2% эстонцев.
Самым любимым и популярным народным праздником в Сибири
является Янов (или Иванов) день (приложение 5.2). В некоторых бывших
прибалтийских колониях его обычно отмечают 24 июня, а в некоторых
6 июля. У сибирских латышей и эстонцев этот праздник проходит при-
мерно по схожему сценарию. Если в Латвии дома к Янову дню украшают
папоротниками, то в Сибириветками березы.
По обычаю к празднику должны быть завершены все весенние ра-
боты, в доме хозяйка наводит идеальный порядок. В праздничную ночь
двери домов не закрывают, готовят угощение сыр и пиво для любого,
кто зайдет в дом. Любой гость может заглянуть в сундук, в кладовую, в
138
хлев, и если найдет там беспорядок, смеяться над неряхами и нерадивы-
ми хозяевами будет все село. В праздничную ночь жгут костры, прыгают
через них, гадают. У латышей существует множество песен, посвящен-
ных Янову дню, каждое четверостишие при этом заканчивается рефре-
ном «лиго, лиго» или «руто, руто», поэтому Янов день иногда называют
Лиго.
Несколько иначе проходит Янов день у эстонцев. Они так же, как и
на Троицу, ходили на кладбище, качались на качелях, в некоторых рай-
онах Эстонии красили яйца. В Сибири эти ритуалы встречаются редко. В
отличие от латышей эстонцы на Янов день не варили пива и сыра, а го-
товили сладости, вареные бобы, квас. Вместо многочисленных Яновых
костров, принятых у латышей, эстонцы разжигали один большой костер,
связывая несколько берез, и водили вокруг него хороводы. Янов день
празднуют 82,8% опрошенных латышей и 86,4% эстонцев.
Не случайно именно к Янову дню приурочены юбилеи большин-
ства бывших прибалтийских колоний, юбилеи которых празднуются в
последние годы. Последним из таких юбилеев было празднование
100-летия деревни Бобровки Тарского района Омской области. Но этот
праздник наряду с сугубо национальными традициями опеванием Ива-
нов (Янов) и Яновых костров нес и немало современных традиций:
соревнования гиревиков, выставка-продажа предметов народных промы-
слов, чествование самых старых жителей деревни и народные гулянья.
На юбилее присутствовала делегация посольства Латвийской республи-
ки во главе с Л. Власовой.
Последним крупным календарным праздником было Рождество
(лат. ziemas svētki, эст. jõulu puhad). И у латышей и у эстонцев молодые
парни и девушки надевали маски и с песнями ходили от дома к дому.
Были распространены также гадания. В Сибири эти ритуалы тоже сохра-
нялись до недавнего времени. Рождество отмечают 51,8% сибирских ла-
тышей и 36,0% эстонцев. В то же время эстонцы позаимствовали коляды
у русских, а рождественский (новогодний) бал-маскарад и обычай дарить
зайцау немцев.
Национальная специфика постепенно исчезает из современной
семейной обрядности латышей и эстонцев Западной Сибири. Исчез ряд
обрядов, связанных с рождением ребенка: крещение ребенка с после-
дующим выливанием крестильной воды на яблоню или цветочный куст,
       Во время Пасхи в Латвии обязательно соблюдались три ритуала:      хлев, и если найдет там беспорядок, смеяться над неряхами и нерадивы-
катались на качелях, чтобы уродился богатый урожай; варили крутые        ми хозяевами будет все село. В праздничную ночь жгут костры, прыгают
яйца, так как яйцо у латышей, как и у многих других народов, являлось    через них, гадают. У латышей существует множество песен, посвящен-
символом жизни и плодородия; хлестались вербными ветками, которые        ных Янову дню, каждое четверостишие при этом заканчивается рефре-
считались живительными и наделяющими здоровьем и плодовитостью.          ном «лиго, лиго» или «руто, руто», поэтому Янов день иногда называют
В некоторых районах Латвии в Пасхальное утро перед восходом солнца       Лиго.
выходили из дома к какому-нибудь ручейку умываться, чтобы не вы-                Несколько иначе проходит Янов день у эстонцев. Они так же, как и
ступили угри, лишаи и веснушки. Аналогичные обряды были также и в        на Троицу, ходили на кладбище, качались на качелях, в некоторых рай-
Эстонии. В Сибири и латыши и эстонцы варят на Пасху яйца (так же,        онах Эстонии красили яйца. В Сибири эти ритуалы встречаются редко. В
как и окружающее русскоязычное население), но два других ритуала         отличие от латышей эстонцы на Янов день не варили пива и сыра, а го-
встречались крайне редко. В целом Пасху отмечают 70,6% латышей           товили сладости, вареные бобы, квас. Вместо многочисленных Яновых
Западной Сибири и 65,8% эстонцев, причем этот праздник популярен у       костров, принятых у латышей, эстонцы разжигали один большой костер,
представителей всех половозрастных и социально-профессиональных          связывая несколько берез, и водили вокруг него хороводы. Янов день
групп.                                                                   празднуют 82,8% опрошенных латышей и 86,4% эстонцев.
       Юрьев день и у латышей и у эстонцев ознаменовывал начало по-             Не случайно именно к Янову дню приурочены юбилеи большин-
левых работ. Конечно, ни латыши, ни эстонцы, живущие в Сибири, ниче-     ства бывших прибалтийских колоний, юбилеи которых празднуются в
го не слышали о древних языческих обрядах, связанных с этим праздни-     последние годы. Последним из таких юбилеев было празднование
ком (например, в Латвии было принято резать в этот день петуха), но      100-летия деревни Бобровки Тарского района Омской области. Но этот
многие пожилые люди отмечают этот день: на это указали 5,2% сибир-       праздник наряду с сугубо национальными традициями – опеванием Ива-
ских латышей и 1,4% эстонцев. Праздник Троицы у латышей еще был          нов (Янов) и Яновых костров – нес и немало современных традиций:
известен как праздник лета (Vasaras svētki), а у эстонцев – праздник     соревнования гиревиков, выставка-продажа предметов народных промы-
встречи лета (Suviste pühad). В Прибалтике в этот день обычно собирают   слов, чествование самых старых жителей деревни и народные гулянья.
для скота различные весенние травы, а в Сибири украшают дома зеле-       На юбилее присутствовала делегация посольства Латвийской республи-
ными березками. У сибирских эстонцев было принято также ходить на        ки во главе с Л. Власовой.
кладбище, где они посещали могилы близких. Троицу в Сибири отмеча-              Последним крупным календарным праздником было Рождество
ют 54,0% латышей и 54,2% эстонцев.                                       (лат. ziemas svētki, эст. jõulu puhad). И у латышей и у эстонцев молодые
       Самым любимым и популярным народным праздником в Сибири           парни и девушки надевали маски и с песнями ходили от дома к дому.
является Янов (или Иванов) день (приложение 5.2). В некоторых бывших     Были распространены также гадания. В Сибири эти ритуалы тоже сохра-
прибалтийских колониях его обычно отмечают 24 июня, а в некоторых –      нялись до недавнего времени. Рождество отмечают 51,8% сибирских ла-
6 июля. У сибирских латышей и эстонцев этот праздник проходит при-       тышей и 36,0% эстонцев. В то же время эстонцы позаимствовали коляды
мерно по схожему сценарию. Если в Латвии дома к Янову дню украшают       у русских, а рождественский (новогодний) бал-маскарад и обычай дарить
папоротниками, то в Сибири – ветками березы.                             зайца – у немцев.
       По обычаю к празднику должны быть завершены все весенние ра-             Национальная специфика постепенно исчезает из современной
боты, в доме хозяйка наводит идеальный порядок. В праздничную ночь       семейной обрядности латышей и эстонцев Западной Сибири. Исчез ряд
двери домов не закрывают, готовят угощение – сыр и пиво – для любого,    обрядов, связанных с рождением ребенка: крещение ребенка с после-
кто зайдет в дом. Любой гость может заглянуть в сундук, в кладовую, в    дующим выливанием крестильной воды на яблоню или цветочный куст,
                                 137                                                                       138