Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 71 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

141
ститута, представители Латвийского фонда культуры, Народного фронта
Латвии и съемочная группа Рижской киностудии. В ноябре 1990 г. в рам-
ках программы «Латыши в Сибири» в Томске состоялись концерты и
встречи творческих работников из Латвии с общественностью города.
21 апреля 1990 г. в Риге было основано Общество российских ла-
тышей, открывшее свои филиалы в 28 городах СССР, в том числе в Ом-
ске и Новосибирске. Кроме того, в 1990-1991 гг. возникли самостоятель-
ные латышские культурные общества в Риге, Москве, Ленинграде, Крас-
ноярске, Таллинне, Тарту и Томске.
Задачи Общества российских латышей следующие:
1) способствовать объединению латышей и их потомков;
2) выявлять латышей и их потомков, живущих в России, устанав-
ливать с ними связь;
3) способствовать развитию национальной культуры и благосос-
тоянию российских латышей;
4) оказывать содействие российским латышам, желающим вер-
нуться на этническую родину;
5) способствовать сохранению национального самосознания, куль-
туры и традиций российских латышей;
6) заботиться о сохранении латышского языка в России;
7) сотрудничать с теми структурами и организациями, которые
поддерживают цели и задачи Общества российских латышей.
Для осуществления этих задач в вышеуказанных городах России, а
также в ряде сел с компактным латышским населением были организо-
ваны курсы по изучению языка, истории и культуры латышского народа.
Кроме того, в 1989–1991 гг. латышские поселения в Сибири часто посе-
щали журналисты, писатели и работники культуры из Латвии.
Ярким событием в культурной жизни Омска стало открытие вы-
ставки предметов материальной культуры сибирских латышей и эстон-
цев в Омском государственном университете. Выступившие на открытии
выставки ректор ОмГУ Г.И. Геринг, преподаватели кафедры этнографии
и музееведения Н.А. Томилов и И.В. Лоткин отметили большой вклад
латышей и эстонцев в культуру нашего края, а фольклорный ансамбль
латышского национально-культурного центра «Zvaigznīte» Звездочка»)
исполнил песню «Янтарное море» на латышском и русском языках.
142
Таким образом, процесс возрождения национальной культуры си-
бирских латышей и эстонцев протекает крайне болезненно. С одной сто-
роны, в Сибири в этот период создаются латышские и эстонские фольк-
лорные коллективы, возрождаются традиционные промыслы прибалтий-
ских переселенцев, возобновляется преподавание их национальных язы-
ков, действуют многочисленные латышские, литовские, эстонские и
финские национально-культурные центры, восстанавливаются связи с
исторической родиной. С другой стороны, модель «шоковой терапии»,
принятая за основу экономического курса в постперестроечной России,
резко ухудшившая материальное положение большинства жителей Си-
бири, в том числе проживающих в бывших прибалтийских колониях, а
также явная запоздалость мер по возрождению традиционной культуры
выходцев из Прибалтики тормозят их культурное развитие.
1
Томилов Н.А. Современные этнические процессы в южной и средней
полосе Западной Сибири // СЭ. 1978. 4. C. 18.
2
Ядринцев Н.М. Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс в Сибири // Неделя.
1878. 3.
3
Sibīrijas Cīņa. 1924. 9.
4
Siberi Tööline. 1921. 23 juul.
ститута, представители Латвийского фонда культуры, Народного фронта            Таким образом, процесс возрождения национальной культуры си-
Латвии и съемочная группа Рижской киностудии. В ноябре 1990 г. в рам-    бирских латышей и эстонцев протекает крайне болезненно. С одной сто-
ках программы «Латыши в Сибири» в Томске состоялись концерты и           роны, в Сибири в этот период создаются латышские и эстонские фольк-
встречи творческих работников из Латвии с общественностью города.        лорные коллективы, возрождаются традиционные промыслы прибалтий-
      21 апреля 1990 г. в Риге было основано Общество российских ла-     ских переселенцев, возобновляется преподавание их национальных язы-
тышей, открывшее свои филиалы в 28 городах СССР, в том числе в Ом-       ков, действуют многочисленные латышские, литовские, эстонские и
ске и Новосибирске. Кроме того, в 1990-1991 гг. возникли самостоятель-   финские национально-культурные центры, восстанавливаются связи с
ные латышские культурные общества в Риге, Москве, Ленинграде, Крас-      исторической родиной. С другой стороны, модель «шоковой терапии»,
ноярске, Таллинне, Тарту и Томске.                                       принятая за основу экономического курса в постперестроечной России,
      Задачи Общества российских латышей следующие:                      резко ухудшившая материальное положение большинства жителей Си-
      1) способствовать объединению латышей и их потомков;               бири, в том числе проживающих в бывших прибалтийских колониях, а
      2) выявлять латышей и их потомков, живущих в России, устанав-      также явная запоздалость мер по возрождению традиционной культуры
ливать с ними связь;                                                     выходцев из Прибалтики тормозят их культурное развитие.
      3) способствовать развитию национальной культуры и благосос-
тоянию российских латышей;
      4) оказывать содействие российским латышам, желающим вер-
нуться на этническую родину;                                                1
                                                                              Томилов Н.А. Современные этнические процессы в южной и средней
      5) способствовать сохранению национального самосознания, куль-     полосе Западной Сибири // СЭ. 1978. № 4. C. 18.
                                                                            2
туры и традиций российских латышей;                                           Ядринцев Н.М. Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс в Сибири // Неделя.
      6) заботиться о сохранении латышского языка в России;              1878. № 3.
                                                                            3
                                                                              Sibīrijas Cīņa. 1924. № 9.
      7) сотрудничать с теми структурами и организациями, которые           4
                                                                              Siberi Tööline. 1921. 23 juul.
поддерживают цели и задачи Общества российских латышей.
      Для осуществления этих задач в вышеуказанных городах России, а
также в ряде сел с компактным латышским населением были организо-
ваны курсы по изучению языка, истории и культуры латышского народа.
Кроме того, в 1989–1991 гг. латышские поселения в Сибири часто посе-
щали журналисты, писатели и работники культуры из Латвии.
      Ярким событием в культурной жизни Омска стало открытие вы-
ставки предметов материальной культуры сибирских латышей и эстон-
цев в Омском государственном университете. Выступившие на открытии
выставки ректор ОмГУ Г.И. Геринг, преподаватели кафедры этнографии
и музееведения Н.А. Томилов и И.В. Лоткин отметили большой вклад
латышей и эстонцев в культуру нашего края, а фольклорный ансамбль
латышского национально-культурного центра «Zvaigznīte» («Звездочка»)
исполнил песню «Янтарное море» на латышском и русском языках.


                                 141                                                                       142