ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
143
Приложение 5.1
ПОЕТ «ВАРАВИКСНЕ»
Еще в древности главными хранителями и носителями фольклора
были семья и родственники, знавшие, что, как и когда надо делать в буд-
ни и в праздники согласно опыту и обычаям своего народа.
Каждая культура имеет свои «ключевые» слова, формулы, возмож-
но, даже принципы, в которых заложено самое существенное, что часто
не выразить словами, и что не видно на поверхности. Фольклор – одно
из хранилищ «ключевых» слов. Здесь каждый может найти что-то нуж-
ное для себя.
Уже много лет в Бобровском сельском клубе существует, радуя
людей своими песнями и танцами, латышский фольклорный ансамбль
«Варавиксне» («Радуга»). Наша «Радуга» – постоянная участница всех
районных смотров народных талантов, дней города Тары, участница ме-
ждународного фольклорного фестиваля «Балтика-91», дней культуры
Тарского района в г. Омске в рамках фестиваля «Душа России» в 1996
году.
Уже в этом году участники фольклорного коллектива побывали с
концертами в селах: Курляно-Дубовке, Васиссе, Мартюшево, Ермаковке.
Но не было бы всего этого без наших людей, которые свято хранят,
оберегают и передают своим детям лучшее, что есть в латышской куль-
туре. Среди участников фольклорного коллектива можно назвать
Н.А. Гидбан, С.К. Янсон, Е.П. Вакенгут, В.В. Гауч, И.П. Ликсна,
М.В. Демчук, И.В. Лабецкую, В.К. Шилову, семьи Калнин, Вакенгут,
Лея, Бенке. В ансамбле также поют и танцуют дети.
Огромное спасибо хочется сказать милым женщинам, которые ос-
новали «Радугу». Это: Мильда Ивановна Лея, Зента Карловна Путц, Ли-
дия Эдуардовна Игнат, Вера Ивановна Жидкова, Алма Ансовна Нездуль-
кина, Мария Августовна Юруш.
Сегодня, в такой богатый событиями год и в честь 100-летия осно-
вания латышских поселений хочется, чтобы на страницах газеты отмети-
ли этих людей, которые сохранили самобытную латышскую культуру, и
дай бог всем им здоровья, счастья и удачи на многие годы.
(Тарское Прииртышье. 1997. 18 июня).
144
Приложение 5.2
«ЛИГО»
Одним из самых больших торжеств являются крестины, когда ре-
бенок получает имя и торжественно принимается в свой род. На крести-
нах до сих пор кумовья чудят, шутят, создавая импровизированную дра-
му, в которой может участвовать каждый.
Не менее значимым семейным торжеством, согласно латышским
традициям, является свадьба. На свадьбе два рода совместно едят, пьют,
танцуют, поют – гуляют целыми сутками, сначала в доме невесты, потом
в доме жениха. Сохранился у нас в селе еще привезенный из Прибалтики
ритуал снятия миртового венка (девственности) с невесты и повязывания
платка (символа женской доли).
Празднуются также в семьях такие праздники, как Рождество
(«Зиемас светки») – 25 декабря, Новый Год, Пасха («Лиелдиенас»), Янов
день («Лиго») – 23-24 июня.
У каждого праздника свои традиции. Для Янова дня обязательны-
ми являются костры, праздничные песни, танцы, хороводы, гадания. Ос-
новными угощениями являются: сыр домашний с тмином, пиво, пироги.
Все вместе дружно встречают утро Иванова дня (23-24 июня).
Наши предки каждому ритуалу предсказывали магическую силу.
Один из элементов ритуала есть круг – символ солнца. Предсказывали,
что круг способствует росту и оберегает от неприятностей. Поля, село
нужно было обойти кругом и обпеть (аплигот). С кругом сравнивают по-
ворот Солнца в латышских национальных хороводах. Сыр тоже делается
круглой формы.
ИВАНОВУ ВЕНКУ предсказываются успех и сила. У венка есть
еще одна функция – он оберегает девичью красоту и честь. С венками
девушки гадают, чтобы узнать свое будущее.
КОСТРЫ (Яньугунс) – самая большая ритуальная символика.
Огонь сравнивается с Солнцем. С давних времен это была борьба между
светом и тьмой.
Костер нужно разжечь перед тем как сядет солнце, и костру нужно
гореть всю ночь, чтобы освещать поля, тогда у них хватит сил, чтобы
вырастить урожай. Огонь отпугивает нечистую силу, высушивает сорня-
ки.
Приложение 5.2 Приложение 5.1 «ЛИГО» ПОЕТ «ВАРАВИКСНЕ» Одним из самых больших торжеств являются крестины, когда ре- Еще в древности главными хранителями и носителями фольклора бенок получает имя и торжественно принимается в свой род. На крести- были семья и родственники, знавшие, что, как и когда надо делать в буд- нах до сих пор кумовья чудят, шутят, создавая импровизированную дра- ни и в праздники согласно опыту и обычаям своего народа. му, в которой может участвовать каждый. Каждая культура имеет свои «ключевые» слова, формулы, возмож- Не менее значимым семейным торжеством, согласно латышским но, даже принципы, в которых заложено самое существенное, что часто традициям, является свадьба. На свадьбе два рода совместно едят, пьют, не выразить словами, и что не видно на поверхности. Фольклор – одно танцуют, поют – гуляют целыми сутками, сначала в доме невесты, потом из хранилищ «ключевых» слов. Здесь каждый может найти что-то нуж- в доме жениха. Сохранился у нас в селе еще привезенный из Прибалтики ное для себя. ритуал снятия миртового венка (девственности) с невесты и повязывания Уже много лет в Бобровском сельском клубе существует, радуя платка (символа женской доли). людей своими песнями и танцами, латышский фольклорный ансамбль Празднуются также в семьях такие праздники, как Рождество «Варавиксне» («Радуга»). Наша «Радуга» – постоянная участница всех («Зиемас светки») – 25 декабря, Новый Год, Пасха («Лиелдиенас»), Янов районных смотров народных талантов, дней города Тары, участница ме- день («Лиго») – 23-24 июня. ждународного фольклорного фестиваля «Балтика-91», дней культуры У каждого праздника свои традиции. Для Янова дня обязательны- Тарского района в г. Омске в рамках фестиваля «Душа России» в 1996 ми являются костры, праздничные песни, танцы, хороводы, гадания. Ос- году. новными угощениями являются: сыр домашний с тмином, пиво, пироги. Уже в этом году участники фольклорного коллектива побывали с Все вместе дружно встречают утро Иванова дня (23-24 июня). концертами в селах: Курляно-Дубовке, Васиссе, Мартюшево, Ермаковке. Наши предки каждому ритуалу предсказывали магическую силу. Но не было бы всего этого без наших людей, которые свято хранят, Один из элементов ритуала есть круг – символ солнца. Предсказывали, оберегают и передают своим детям лучшее, что есть в латышской куль- что круг способствует росту и оберегает от неприятностей. Поля, село туре. Среди участников фольклорного коллектива можно назвать нужно было обойти кругом и обпеть (аплигот). С кругом сравнивают по- Н.А. Гидбан, С.К. Янсон, Е.П. Вакенгут, В.В. Гауч, И.П. Ликсна, ворот Солнца в латышских национальных хороводах. Сыр тоже делается М.В. Демчук, И.В. Лабецкую, В.К. Шилову, семьи Калнин, Вакенгут, круглой формы. Лея, Бенке. В ансамбле также поют и танцуют дети. ИВАНОВУ ВЕНКУ предсказываются успех и сила. У венка есть Огромное спасибо хочется сказать милым женщинам, которые ос- еще одна функция – он оберегает девичью красоту и честь. С венками новали «Радугу». Это: Мильда Ивановна Лея, Зента Карловна Путц, Ли- девушки гадают, чтобы узнать свое будущее. дия Эдуардовна Игнат, Вера Ивановна Жидкова, Алма Ансовна Нездуль- КОСТРЫ (Яньугунс) – самая большая ритуальная символика. кина, Мария Августовна Юруш. Огонь сравнивается с Солнцем. С давних времен это была борьба между Сегодня, в такой богатый событиями год и в честь 100-летия осно- светом и тьмой. вания латышских поселений хочется, чтобы на страницах газеты отмети- Костер нужно разжечь перед тем как сядет солнце, и костру нужно ли этих людей, которые сохранили самобытную латышскую культуру, и гореть всю ночь, чтобы освещать поля, тогда у них хватит сил, чтобы дай бог всем им здоровья, счастья и удачи на многие годы. вырастить урожай. Огонь отпугивает нечистую силу, высушивает сорня- (Тарское Прииртышье. 1997. 18 июня). ки. 143 144
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- …
- следующая ›
- последняя »