История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
Раздел I
Глава 1
Художественный образ. Художественность
Легкость, с которой широко употребляется категория «художественный
образ», исчезает, как только становится необходимым сказать, объяснить
другому человеку, что же это такое.
Поэтому естественны затруднения, с которыми встречается студент,
осознающий теоретический аспект этой категории, сущность художественного
образа.
При осмыслении любого теоретического термина всегда полезно помнить,
что
он называет, обозначает прежде всего сущностное явление жизни,
деятельности, т. е. в нем важнее всего «живое» содержание действительности.
«Художественный образ» относится к тем универсальным общеэтическим
категориям, которые «закрепляют» в сознании, мышлении людей явления
необычайно многосторонней сложной емкости. Этим понятием обозначен в
искусстве как форме человеческой жизнедеятельности важнейший его смысл.
Хотя
на рубеже XIX-XX века существовали теории «безобразного» искусства
(Б. Христиансен, Вельфлин, русские формалисты), это означало, что «образ
ушел» в другие понятия. В этих теориях произошло отождествление содержания
с материалом искусства, понятие образа «растворилось» в понятии формы
(конструкции произведения, художественных приемах).
Были в это время и другие теории, в которых универсальность
художественного образа «замещалась»: в позитивистских представлениях,
например, «интеллектуалистов» эстетическое наслаждение замыкалось в
интеллектуальном акте воздействия искусства.
Овсянико-Куликовский делил искусство на образные и эмоциональные,
«безобразные», в зависимоcти от того, какую деятельность осуществляет человек,
творящий и воспринимающий произведение определенного вида искусства.
Считается, что категория «художественный образ» введена в теоретическое
употребление
Гегелем, поставившим вопрос об отличии понятийного и
художественного мышления, о двух способах, формах отражения
действительности человеком: «образ ставит перед нашим взором вместо
абстрактной сущности конкретную ее реальность».
В древней Греции было понятие образа в смысле изображения, статуи, т. е.
обозначалась прежде всего визуальная, зрительная, наглядно-воспринимаемая
форма. Но это непосредственное содержние
понятия «художественный образ»
расширялось в своем значении, когда, например, шло, разворачивалось
рассуждение о природе прекрасного, о том, как оно отражается в произведении,
каков смысл отражения прекрасного художником. Хотя, к примеру, в
платоновских диалогах Сократа и не используется понятие «художественный
образ», но все содержание диалогов с художникамиэто его смысл:
В
другой раз Аристид спросил его,
знает ли он что-нибудь прекрасное.
Даже много таких вещей, – отвечал Сократ.
                                 Раздел I
                                  Глава 1
                   Художественный образ. Художественность

    Легкость, с которой широко употребляется категория «художественный
образ», исчезает, как только становится необходимым сказать, объяснить
другому человеку, что же это такое.
    Поэтому естественны затруднения, с которыми встречается студент,
осознающий теоретический аспект этой категории, сущность художественного
образа.
    При осмыслении любого теоретического термина всегда полезно помнить,
что он называет, обозначает прежде всего сущностное явление жизни,
деятельности, т. е. в нем важнее всего «живое» содержание действительности.
    «Художественный образ» относится к тем универсальным общеэтическим
категориям, которые «закрепляют» в сознании, мышлении людей явления
необычайно многосторонней сложной емкости. Этим понятием обозначен в
искусстве как форме человеческой жизнедеятельности важнейший его смысл.
Хотя на рубеже XIX-XX века существовали теории «безобразного» искусства
(Б. Христиансен, Вельфлин, русские формалисты), это означало, что «образ
ушел» в другие понятия. В этих теориях произошло отождествление содержания
с материалом искусства, понятие образа «растворилось» в понятии формы
(конструкции произведения, художественных приемах).
    Были в это время и другие теории, в которых универсальность
художественного образа «замещалась»: в позитивистских представлениях,
например, «интеллектуалистов» эстетическое наслаждение замыкалось в
интеллектуальном акте воздействия искусства.
    Овсянико-Куликовский делил искусство на образные и эмоциональные,
«безобразные», в зависимоcти от того, какую деятельность осуществляет человек,
творящий и воспринимающий произведение определенного вида искусства.
Считается, что категория «художественный образ» введена в теоретическое
употребление Гегелем, поставившим вопрос об отличии понятийного и
художественного мышления, о двух способах, формах отражения
действительности человеком: «образ ставит перед нашим взором вместо
абстрактной сущности конкретную ее реальность».
    В древней Греции было понятие образа в смысле изображения, статуи, т. е.
обозначалась прежде всего визуальная, зрительная, наглядно-воспринимаемая
форма. Но это непосредственное содержние понятия «художественный образ»
расширялось в своем значении, когда, например, шло, разворачивалось
рассуждение о природе прекрасного, о том, как оно отражается в произведении,
каков смысл отражения прекрасного художником. Хотя, к примеру, в
платоновских диалогах Сократа и не используется понятие «художественный
образ», но все содержание диалогов с художниками – это его смысл:
    В другой раз Аристид спросил его,
    знает ли он что-нибудь прекрасное.
    − Даже много таких вещей, – отвечал Сократ.
                                      5