ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
его мысль о мире. Мысль живет в том, как видит мир художник, как он его
чувствует, переживает, что считает важным для людей, истинным.
Художественный образ, который воспринимается в созданном призведении, – это
результат, способ, форма жизни художественного сознания. Образ – высший
смысл созидательного бытия этого сознания, бытия в самом полном и
сущностном
смысле.
Природный дар, на который «обречен» художник, с далеких времен был
предметом осознания теории и практики искусства. Высказывались о нем сами
художники, носители дара, живущие потребностью осуществить образное
выражение мира. В. А. Жуковский в эпоху романтического взлета поэзии писал в
«Письме к Филалету» (или: «О нравственной пользе поэзии»): «Стихотворческое
дарование
заключается в превосходстве эстетичеких качеств души человеческой.
Способностью передавать живо отсутственные предметы, давать им посредством
воображеня бытия, совокуплять несходные, часто далекие одна от другой идеи,
сильнее других трогаться тем, что может быть согласно с естественными
склонностями человеческого сердца, дар воображать, остроумие, тонкая
чувствительность – вот истинные качества стихотворца. Красоты, которые
производит гений
, одаренный сими необыкновенными силами, не может иметь
влияние на читателя, если в душе его не будут пробуждены ими те же самые
силы» (В. А. Жуковский. Соч. Изд. 7-е, испр. и доп. / Под ред П. А. Ефремова. Т.
5. СПб.: Изд-во И. И. Глазунова, 1878. С. 318).
Природный дар, талант, гений (по самому
высокому критерию истинные
произведения искусства создают ГЕНИИ – так считали всегда) – условие и
источник искусства, поскольку искусство создается «деятельностью художника»
(Гегель). Но и этого недостаточно, чтобы сказать об источнике искусства.
Искусства нет до тех пор, пока художественная идея (задача, цель) не воплощена
в материале искусства, т. е. не определена, пока материально
не выражен
художественный образ. Дар художника – еще не гарантия искусства. Искусство
создается великой созидательной силой художника, страстью творческого труда.
Он может быть развернут во времени, может быть, напротив, стяжен,
сконцентрирован; может быть непрерывным, упорным и импульсивным,
неровным, «нервным». Но всега начинается движение к образу художника с
напряженного «предчувствия» произведения. Состояние «
предчувствия» иногда
заменяется психологически точным и понятным термином «рождение замысла»,
или короче: «замысел». Понятие замысла, безусловно, отражает формальную суть
творческого процесса, его исходного звена. Но оно не передает психологическое
состояние художника, «заболевшего» произведением. С понятием замысла
связывается изучение предмета, волнующего художника, сбор материала, его
осмысление, компоновка и т. д. Но сам
процесс, даже когда он внешне протекает
в определенных этапах, не передает внутреннего содержания собственно
художественного состояния.
Как бы тщательно ни была восстановлена история создания «Капитанской
дочки», как бы ни наполнялось наше представление о замысле повести, само
творческое состояние А. С. Пушкина в процессе «подступа» к произведению
будет для нас тайной,
которую разгадать почти или совсем невозможно. По
его мысль о мире. Мысль живет в том, как видит мир художник, как он его чувствует, переживает, что считает важным для людей, истинным. Художественный образ, который воспринимается в созданном призведении, – это результат, способ, форма жизни художественного сознания. Образ – высший смысл созидательного бытия этого сознания, бытия в самом полном и сущностном смысле. Природный дар, на который «обречен» художник, с далеких времен был предметом осознания теории и практики искусства. Высказывались о нем сами художники, носители дара, живущие потребностью осуществить образное выражение мира. В. А. Жуковский в эпоху романтического взлета поэзии писал в «Письме к Филалету» (или: «О нравственной пользе поэзии»): «Стихотворческое дарование заключается в превосходстве эстетичеких качеств души человеческой. Способностью передавать живо отсутственные предметы, давать им посредством воображеня бытия, совокуплять несходные, часто далекие одна от другой идеи, сильнее других трогаться тем, что может быть согласно с естественными склонностями человеческого сердца, дар воображать, остроумие, тонкая чувствительность – вот истинные качества стихотворца. Красоты, которые производит гений, одаренный сими необыкновенными силами, не может иметь влияние на читателя, если в душе его не будут пробуждены ими те же самые силы» (В. А. Жуковский. Соч. Изд. 7-е, испр. и доп. / Под ред П. А. Ефремова. Т. 5. СПб.: Изд-во И. И. Глазунова, 1878. С. 318). Природный дар, талант, гений (по самому высокому критерию истинные произведения искусства создают ГЕНИИ – так считали всегда) – условие и источник искусства, поскольку искусство создается «деятельностью художника» (Гегель). Но и этого недостаточно, чтобы сказать об источнике искусства. Искусства нет до тех пор, пока художественная идея (задача, цель) не воплощена в материале искусства, т. е. не определена, пока материально не выражен художественный образ. Дар художника – еще не гарантия искусства. Искусство создается великой созидательной силой художника, страстью творческого труда. Он может быть развернут во времени, может быть, напротив, стяжен, сконцентрирован; может быть непрерывным, упорным и импульсивным, неровным, «нервным». Но всега начинается движение к образу художника с напряженного «предчувствия» произведения. Состояние «предчувствия» иногда заменяется психологически точным и понятным термином «рождение замысла», или короче: «замысел». Понятие замысла, безусловно, отражает формальную суть творческого процесса, его исходного звена. Но оно не передает психологическое состояние художника, «заболевшего» произведением. С понятием замысла связывается изучение предмета, волнующего художника, сбор материала, его осмысление, компоновка и т. д. Но сам процесс, даже когда он внешне протекает в определенных этапах, не передает внутреннего содержания собственно художественного состояния. Как бы тщательно ни была восстановлена история создания «Капитанской дочки», как бы ни наполнялось наше представление о замысле повести, само творческое состояние А. С. Пушкина в процессе «подступа» к произведению будет для нас тайной, которую разгадать почти или совсем невозможно. По 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »