ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
материалам, которые оставили сами художники, по черновикам проризведений
есть некоторая возможность постичь тайну замысла уже на стадии начала или
развертывания процесса создания призведения.
Замысел зарождается и «прорастает» в образ. Художественная мысль и образ
сразу живут целостно, неразрывно. Этим образное мышление художника
отличается от образного мышления не художника. Человек наделен от
природы,
по закону отражения способностью образно мыслить. Даже самые отвлеченные
мысли, понятия мы в какой-то степени пытаемся «нарисовать» в воображении,
представить если не отчетливо, то хотя бы в минимальной степени образно-
конкретно.
Художник отличается тем, что его образное представление сразу же
наполняется мыслью о человеческой сущности, истине, переживанием истины,
волнением
от ее открытия, постижения, «догадки», что истина «далась в руки».
Этот момент – самый значительный в создании образа. Он и подвигает
художника к творческому акту. Страстное желание открытую истину, идею,
переживаемую как высший смысл, передать другим людям, выразить, воплотить
– непосредственно приводит художника к материалу исскуства. Здесь начинается
мучительно-сладостный процесс преобразования
материала, в котором художник
перевоплощается в образ произведения, начинает жить интенсивной жизнью
мира, который созидается не воображением, не фантазией, а всем существом,
всей жизнью человека-творца. Ни один другой труд созидания новой ценности не
включает в творческий процесс человеческую целостность в такой мере, как
художественный труд. Все произведение можно назвать
образом. В процессе
создания произведения художник преодолевает сопротивление материала (в
литературе – слово), ища самое адекватное (из возможных) выражение образа,
соответствие чувству, представлению, мысли, которые художник открыл в
жизни, продолжает постигать, создавая произведение, преодолевая материал
искусства.
В этом моменте – принципиальное отличие образного мышления художника
и других людей. Наше образное мышление останавливается на
этапе
непосредственного отражения окружающего мира и его осмысления.
Художественное мышление продолжается в творческом процессе создания
произведения, задачей которого, по мысли Гегеля, является осуществление
высшей цели искусства – раскрытие «истины в чувственной форме» (Эстетика.
Т. 1. С. 61). Вот почему правильнее было бы говорить не об образном мышлении
(или мышлении образами) художника, а о
художественном, которое отличается
от образного как на стадии мировосприятия, так и на стадии творческого
процесса.
Создать произведение, художественный образ – это для художника значит
«вывести» вовне свою субъективность в самом сущностном смысле: субъективно
объять весь мир и высказать слово о мире, которое выражает боль и восторг от
постижения жизни, овладение жизнью
по высшему закону – Красоты.
В рабочих записях 1918 – 1919 года М. Цветаева пометила: «Творению я
несомненно предпочитаю творца. Возьмем Джоконду и Леонардо. Джоконда –
абсолют, Леонардо, нам Джоконду давший, – великий вопросительный знак. Но,
материалам, которые оставили сами художники, по черновикам проризведений есть некоторая возможность постичь тайну замысла уже на стадии начала или развертывания процесса создания призведения. Замысел зарождается и «прорастает» в образ. Художественная мысль и образ сразу живут целостно, неразрывно. Этим образное мышление художника отличается от образного мышления не художника. Человек наделен от природы, по закону отражения способностью образно мыслить. Даже самые отвлеченные мысли, понятия мы в какой-то степени пытаемся «нарисовать» в воображении, представить если не отчетливо, то хотя бы в минимальной степени образно- конкретно. Художник отличается тем, что его образное представление сразу же наполняется мыслью о человеческой сущности, истине, переживанием истины, волнением от ее открытия, постижения, «догадки», что истина «далась в руки». Этот момент – самый значительный в создании образа. Он и подвигает художника к творческому акту. Страстное желание открытую истину, идею, переживаемую как высший смысл, передать другим людям, выразить, воплотить – непосредственно приводит художника к материалу исскуства. Здесь начинается мучительно-сладостный процесс преобразования материала, в котором художник перевоплощается в образ произведения, начинает жить интенсивной жизнью мира, который созидается не воображением, не фантазией, а всем существом, всей жизнью человека-творца. Ни один другой труд созидания новой ценности не включает в творческий процесс человеческую целостность в такой мере, как художественный труд. Все произведение можно назвать образом. В процессе создания произведения художник преодолевает сопротивление материала (в литературе – слово), ища самое адекватное (из возможных) выражение образа, соответствие чувству, представлению, мысли, которые художник открыл в жизни, продолжает постигать, создавая произведение, преодолевая материал искусства. В этом моменте – принципиальное отличие образного мышления художника и других людей. Наше образное мышление останавливается на этапе непосредственного отражения окружающего мира и его осмысления. Художественное мышление продолжается в творческом процессе создания произведения, задачей которого, по мысли Гегеля, является осуществление высшей цели искусства – раскрытие «истины в чувственной форме» (Эстетика. Т. 1. С. 61). Вот почему правильнее было бы говорить не об образном мышлении (или мышлении образами) художника, а о художественном, которое отличается от образного как на стадии мировосприятия, так и на стадии творческого процесса. Создать произведение, художественный образ – это для художника значит «вывести» вовне свою субъективность в самом сущностном смысле: субъективно объять весь мир и высказать слово о мире, которое выражает боль и восторг от постижения жизни, овладение жизнью по высшему закону – Красоты. В рабочих записях 1918 – 1919 года М. Цветаева пометила: «Творению я несомненно предпочитаю творца. Возьмем Джоконду и Леонардо. Джоконда – абсолют, Леонардо, нам Джоконду давший, – великий вопросительный знак. Но, 8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »