ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
самое имажинистическое описание зимней вьюги над домиком с соломенной
крышей, где со старухой няней коротает вечер ссыльный поэт, не заменит слов
Пушкина… Измените образы, и вы разрушите всю картину, отнимете от нее дух
местности и эпохи, уничтожите ее стиль».
Слово «образ» с этом размышлении употреблено в непосредственном смысле:
всякий значащий
элемент произведения, в котором ярко, зрительно отражено
видение поэта, вызывающее работу читательского воображения.
В этом смысле почти каждое значащее поэтическое слово, выражение,
средство (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение и т. д.) можно назвать
образом.
Образы как общий строй произведения сливаются в целостный образ,
выражающий художественную идею автора. Здесь и рождается самое широкое
значение образа: произведение – образ. Создание произведения литературы,
преодоление слова, – в то же время и созидание образа, т. к. материал начинает
участвовать в творческом процессе как «соавтор»: естественное «течение»
замысла в слове – одновременно и «самодвижение» слова (стихия
художественного сознания здесь сливается со стихией материала – языка, слово
«ведет» художника: «…бумага тянется к
перу, перо к бумаге. Минута – и стихи
свободно потекут…» – Пушкин).
Истинный, большой художник живет в состоянии творчества, в ожидании
его, когда «свободен» от творческого процесса и когда находится в постоянном
творческом процессе («ни дня без строчки»). Состояние творчества приближает
(бывает, очень медленно, «дьявольски» медленно) вдохновение – высший взлет
творческого состояния, акт
окрыления и возвышения художника до способности
«всевидения» и «всеслышания» («И внял я неба содроганье и горний ангелов
полет…» – А. С. Пушкин).
Недаром сами поэты, художники так много писали, говорили о вдохновении
как единственном источнике творчества и условии создания истинного
произведения. Например, Д. Самойлов «Вдохновение»:
Жду, как заваленный в забое,
Что стих пробьется в жизнь мою.
Бью в это темное, рябое,
В слепое, в каменное бью.
Прислушиваюсь: не слыхать ли,
Что пробивается ко мне.
Но это только капли, капли
Скользят по каменной стене.
Жду, как заваленный в забое,
Долблю железную руду,
Не пробивается ль живое
Навстречу моему труду?...
Жду исступленно и устало,
Бью в камень медленно и зло…
О, только бы оно пришло!
О, только бы не опоздало!
самое имажинистическое описание зимней вьюги над домиком с соломенной крышей, где со старухой няней коротает вечер ссыльный поэт, не заменит слов Пушкина… Измените образы, и вы разрушите всю картину, отнимете от нее дух местности и эпохи, уничтожите ее стиль». Слово «образ» с этом размышлении употреблено в непосредственном смысле: всякий значащий элемент произведения, в котором ярко, зрительно отражено видение поэта, вызывающее работу читательского воображения. В этом смысле почти каждое значащее поэтическое слово, выражение, средство (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение и т. д.) можно назвать образом. Образы как общий строй произведения сливаются в целостный образ, выражающий художественную идею автора. Здесь и рождается самое широкое значение образа: произведение – образ. Создание произведения литературы, преодоление слова, – в то же время и созидание образа, т. к. материал начинает участвовать в творческом процессе как «соавтор»: естественное «течение» замысла в слове – одновременно и «самодвижение» слова (стихия художественного сознания здесь сливается со стихией материала – языка, слово «ведет» художника: «…бумага тянется к перу, перо к бумаге. Минута – и стихи свободно потекут…» – Пушкин). Истинный, большой художник живет в состоянии творчества, в ожидании его, когда «свободен» от творческого процесса и когда находится в постоянном творческом процессе («ни дня без строчки»). Состояние творчества приближает (бывает, очень медленно, «дьявольски» медленно) вдохновение – высший взлет творческого состояния, акт окрыления и возвышения художника до способности «всевидения» и «всеслышания» («И внял я неба содроганье и горний ангелов полет…» – А. С. Пушкин). Недаром сами поэты, художники так много писали, говорили о вдохновении как единственном источнике творчества и условии создания истинного произведения. Например, Д. Самойлов «Вдохновение»: Жду, как заваленный в забое, Что стих пробьется в жизнь мою. Бью в это темное, рябое, В слепое, в каменное бью. Прислушиваюсь: не слыхать ли, Что пробивается ко мне. Но это только капли, капли Скользят по каменной стене. Жду, как заваленный в забое, Долблю железную руду, Не пробивается ль живое Навстречу моему труду?... Жду исступленно и устало, Бью в камень медленно и зло… О, только бы оно пришло! О, только бы не опоздало! 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »