ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
Наряду с категорией «художественный образ» в литературоведении и
эстетике существуют понятия: тип, характер, личность, персонаж. Б. И. Бурсов в
романе-исследовании «Личность Достоевского» предлагает своеобразные
определения личности, характера, типа: «По внутренней своей природе тип
является более созданием внешних условий, выглядит чистым продуктом и
произведением среды. Характер отличатся от типа большей
самоуглубленностью.
В характере резко выделяется индивидуальное начало, опирающееся более на
систему выработанных этим же характером взглядов… О личности можно
сказать, что, отличаясь динамичностью своей внутренней жизни, она, прежде
всего отыскивает побуждения и мыслям и деянием своим… Личность не столько
себя меряет внешними условиями, сколько собою измеряет…»
Конечно, это – во многом абстрагированные
, условные определения,
возможно, спорные, если их соотносить с живым содержанием произведения, с
образами. Но сама попытка определения стоит того, чтобы думать о сущностном
отличии именно живой содержательности художественного образа человека,
тяготеющей к одному из этих явлений и понятий, их отражающих. В самой же
жизни художественного образа человека или «очеловечиваемого» персонажа
типическое, характерное и личностное слиты, взаимодействуют, выражая
конкретность, индивидуальность, эмоциональную силу образа. Образ может
тяготеть к одному из этих видов. Один может преобладать, другой обогащать и
дополнять первый.
Но в чистом виде тип, характер и личность не создаются и не
воспринимаются.
Типизация является природным свойством искусства. Аристотель в
подражании (мимесисе) осознавал
избирательность художника в отношении к
действительности: подражание лучшему, худшему, чем мы, или такому, как мы.
То есть поэт (в широком смысле) осознает предмет как явление всеобщего
характера.
У Буало мысль о глубоком познании и обобщении выступала как
непременное качество произведения:
Поэт, что глубоко познал людей сердца
И в тайны
их проник до самого конца,
Сумеет их для нас на сцене сотворить…
Лессинг назначение искусства понимал как «сосредоточение внимания»:
«искусство представляет нам предмет или сочетание предметов в такой ясности и
связанности, какие только и допускают возможность ощущения, которое и
должно быть ими вызвано».
В. Г. Белинский, осмысляя Гоголя, писал, что
его искусство есть воспроизведение
действительности во всей ее истине. Тут все дело в типах, а идеал тут
«понимается не как украшение (следовательно, ложь), а как отношение, в
которые автор становит друг к другу созданные им типы, сообразно с мыслию,
которую он хочет развить своим произведением».
Еще более предметно об обобщении
, типизации рассуждал А. М. Горький:
«… если писатель сумеет отвлечь от каждого из 20-ти, из 50-ти, из сотни
лавочников, чиновников, рабочих наиболее характерные классовые черты,
Наряду с категорией «художественный образ» в литературоведении и эстетике существуют понятия: тип, характер, личность, персонаж. Б. И. Бурсов в романе-исследовании «Личность Достоевского» предлагает своеобразные определения личности, характера, типа: «По внутренней своей природе тип является более созданием внешних условий, выглядит чистым продуктом и произведением среды. Характер отличатся от типа большей самоуглубленностью. В характере резко выделяется индивидуальное начало, опирающееся более на систему выработанных этим же характером взглядов… О личности можно сказать, что, отличаясь динамичностью своей внутренней жизни, она, прежде всего отыскивает побуждения и мыслям и деянием своим… Личность не столько себя меряет внешними условиями, сколько собою измеряет…» Конечно, это – во многом абстрагированные, условные определения, возможно, спорные, если их соотносить с живым содержанием произведения, с образами. Но сама попытка определения стоит того, чтобы думать о сущностном отличии именно живой содержательности художественного образа человека, тяготеющей к одному из этих явлений и понятий, их отражающих. В самой же жизни художественного образа человека или «очеловечиваемого» персонажа типическое, характерное и личностное слиты, взаимодействуют, выражая конкретность, индивидуальность, эмоциональную силу образа. Образ может тяготеть к одному из этих видов. Один может преобладать, другой обогащать и дополнять первый. Но в чистом виде тип, характер и личность не создаются и не воспринимаются. Типизация является природным свойством искусства. Аристотель в подражании (мимесисе) осознавал избирательность художника в отношении к действительности: подражание лучшему, худшему, чем мы, или такому, как мы. То есть поэт (в широком смысле) осознает предмет как явление всеобщего характера. У Буало мысль о глубоком познании и обобщении выступала как непременное качество произведения: Поэт, что глубоко познал людей сердца И в тайны их проник до самого конца, Сумеет их для нас на сцене сотворить… Лессинг назначение искусства понимал как «сосредоточение внимания»: «искусство представляет нам предмет или сочетание предметов в такой ясности и связанности, какие только и допускают возможность ощущения, которое и должно быть ими вызвано». В. Г. Белинский, осмысляя Гоголя, писал, что его искусство есть воспроизведение действительности во всей ее истине. Тут все дело в типах, а идеал тут «понимается не как украшение (следовательно, ложь), а как отношение, в которые автор становит друг к другу созданные им типы, сообразно с мыслию, которую он хочет развить своим произведением». Еще более предметно об обобщении, типизации рассуждал А. М. Горький: «… если писатель сумеет отвлечь от каждого из 20-ти, из 50-ти, из сотни лавочников, чиновников, рабочих наиболее характерные классовые черты, 12
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »