История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

14
из уровней, в материале искусства, – в языке, языковом строе, т. е. в том, каков
художественный текст, его структура, система. Через этот уровень, стилевой строй
произведения мы «поднимаемся» к художественному образу, входим в движение
авторской идеи, воспринимаем прозведение как единство, целостность содержания
и формы. В этом процессе рождается сначала чувство, а
затем представление о
природе, истине, отрываемой художником. То есть мы преодолеваем форму, язык,
материал, его строй и сквозь это включаемся в идею, «оформленное содержание».
Таким образом, от развитого чувства формы, склонности, привычки, труда в
преодолении ее зависит развитие чувства художественности, способности ее
осмыслить, оценить, соотнести с рядом художественных явлений (не только
внутри
одного вида искусства) и в конце концов стать эстетически верно улавливающим и
понимающим место и значимость произведения в мире искусства и в человеческой
жизни. Развитое чувство художественности делает нас способными мыслить об
искусстве в соответствии с его природой и законами, осознавать актуальность
эстетических проблем, рассматривать произведение в системе устремлений
времени, в «картине мира».
Задания к главе 1
1. Произведите систематизацию основных теоретических категорий раздела
«Художественный образ. Художественность». Дополните их определения,
пользуясь различными источниками и словарями. Осмыслите, как
взаимодействуют, взаимосвязаны эти категории.
2. Для каждого из основных понятий подберите из истории литературы и
современного литературного процесса «иллюстрации», доказательства, т. е.
покажите
живое содержание понятий.
3. Соотнесите категории: тип, характер, личность, персонаж с творчеством
писателей-классиков и покажите, к какому из художественных обобщений и
индивидуализации образов тяготеет тот или иной художник (Пушкин,
Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Достоевский, Чехов).
Старайтесь быть конкретными в своих рассуждениях.
4. Чем отличается образ и символ в искусстве? (В
помощь можно взять книгу
А.Ф. Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство). Осмыслите ряд:
ПОНЯТИЕ /смысл/;
ЗНАЧЕНИЕ/движение смысла, многозначность/;
ЗНАК /непосредственное воспроизведение предмета, явления в его
обозначении/;
СИМВОЛ /ассоциативное движение значения/.
5. Осмыслите, прокомментируйте суждение эстетика М. С. Кагана (Человеческая
деятельность. М., 1974):
«Художественность есть
качество интегративное, в оценке которого
учитываются все моменты: познавательный, система оценок, конструктивная
«сделанность», коммуникативные качества» явления искусства.
из уровней, в материале искусства, – в языке, языковом строе, т. е. в том, каков
художественный текст, его структура, система. Через этот уровень, стилевой строй
произведения мы «поднимаемся» к художественному образу, входим в движение
авторской идеи, воспринимаем прозведение как единство, целостность содержания
и формы. В этом процессе рождается сначала чувство, а затем представление о
природе, истине, отрываемой художником. То есть мы преодолеваем форму, язык,
материал, его строй и сквозь это включаемся в идею, «оформленное содержание».
Таким образом, от развитого чувства формы, склонности, привычки, труда в
преодолении ее зависит развитие чувства художественности, способности ее
осмыслить, оценить, соотнести с рядом художественных явлений (не только внутри
одного вида искусства) и в конце концов стать эстетически верно улавливающим и
понимающим место и значимость произведения в мире искусства и в человеческой
жизни. Развитое чувство художественности делает нас способными мыслить об
искусстве в соответствии с его природой и законами, осознавать актуальность
эстетических проблем, рассматривать произведение в системе устремлений
времени, в «картине мира».

                                Задания к главе 1

    1. Произведите систематизацию основных теоретических категорий раздела
«Художественный образ. Художественность». Дополните их определения,
пользуясь различными источниками и словарями. Осмыслите, как
взаимодействуют, взаимосвязаны эти категории.
    2. Для каждого из основных понятий подберите из истории литературы и
современного литературного процесса «иллюстрации», доказательства, т. е.
покажите живое содержание понятий.
    3. Соотнесите категории: тип, характер, личность, персонаж с творчеством
писателей-классиков и покажите, к какому из художественных обобщений и
индивидуализации образов тяготеет тот или иной художник (Пушкин,
Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Достоевский, Чехов).
Старайтесь быть конкретными в своих рассуждениях.
    4. Чем отличается образ и символ в искусстве? (В помощь можно взять книгу
А.Ф. Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство). Осмыслите ряд:
    ▪ ПОНЯТИЕ /смысл/;
    ▪ ЗНАЧЕНИЕ/движение смысла, многозначность/;
    ▪ ЗНАК /непосредственное воспроизведение предмета, явления в его
обозначении/;
    ▪ СИМВОЛ /ассоциативное движение значения/.
    5. Осмыслите, прокомментируйте суждение эстетика М. С. Кагана (Человеческая
деятельность. М., 1974):
    − «Художественность есть качество интегративное, в оценке которого
учитываются все моменты: познавательный, система оценок, конструктивная
«сделанность», коммуникативные качества» явления искусства.


                                      14