История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

15
«Искусствосопоставимо со знанием в целом, со всем миром ценностей, с
обобщением как таковым, ибо оно есть продукт художественного творчества как
вида деятельности, такого ее вида, в котором органически слиты все другие».
6. О какой стороне искусства размышляет Н. Асеев: «А что такое искусство,
как не искушенность, то есть
опытность, в словесном ли, музыкальном ли,
красочном ли материале? Но в словарном искусстве объединяются и смысл, и
звук, и рисунок, и краска, – все это служит для передачи мыслей, чувств, опыта.
Поэтому я считаю поэзию высшей формой искусства». (Жизнь слова. Сер.
Писатели о творчестве. М., 1967. С. 15).
7. Прокомментируйте суждение Г. Гачева: «…образная
форма сознания
древнее логической Вот почему древнейшая история сознания есть история
образного мышления». «Учитывая, что художественный образ есть комплекс:
мысльпредметдействиемы можем рассматривать становление этих
моментов по отдельности». «Художественная деятельность есть непрерывное
оборачивание вещей друг к другу неожиданными сторонами». «Категория
прекрасного лежит в самой сущности человеческого труда, в природе
которого
заключено эстетическое начало». «Рубеж XVIII – XIX векавозникновение
категорий художественного образа, художественной идеи, поэтического замысла.
Они рождаются только тогда, когда искусство становится познанием,
отражением по преимуществуПроблема художественного образа приходит на
смену проблем создания художественного предмета, произведения, особой
структуры». (Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М., 1972).
«В сравнении с классической русской литературой
XIX-го века, которая
отличалась ярко выраженной духовностью образа, его музыкальностью (если
речь идет о поэзии), его филолсофской разомкнутостью в бесконечность (если
речь идет о прозе, романе), литературный образ XVIII-го века ослепляет своей
предметностью, вещностью, пластичностью, живостью».
Попытайтесь следующее суждение рассмотреть применительно к конкретным
произведениям и образам:
«В XIX веке нужен был
симфинизм мышления». «Вся композиция «Героя
нашего времени»… есть словно отвердевший процесс перехода от старого,
пластического типа повествования к повествованию, строящемуся как диалектика
души». «…в 50-е годы художественный образ обретает форму русского романа».
«Ситуация русской жизни (60-х годов и далееМ. Л.) потребовала от
литературного образа одного предмета одновременного с разных
точек зренияОт
русского писателя потребовалась способность перевоплощаться не только в другие
жизни и характеры, но и в другие сознания, мировоззрения». (Цит. по кн. Гачев Г.
Образ в русской художественной культуре. М., 1981).
Сопоставьте последнее суждение с пониманием М. Бахтиным полифонизма
Ф. М. Достоевского. Чем дополняет Г. Гачев мысли М. Бахтина? («
Проблемы
поэтики Ф. М. Достоевского»).
8. Поясните свое понимание объективации, «отделения» образа от автора
(процессе, особенно важном в реалистическом искусстве) на основе замечаний
писателей о творческом процессе.
    − «Искусство… сопоставимо со знанием в целом, со всем миром ценностей, с
обобщением как таковым, ибо оно есть продукт художественного творчества как
вида деятельности, такого ее вида, в котором органически слиты все другие».
    6. О какой стороне искусства размышляет Н. Асеев: «А что такое искусство,
как не искушенность, то есть опытность, в словесном ли, музыкальном ли,
красочном ли материале? Но в словарном искусстве объединяются и смысл, и
звук, и рисунок, и краска, – все это служит для передачи мыслей, чувств, опыта.
Поэтому я считаю поэзию высшей формой искусства». (Жизнь слова. Сер.
Писатели о творчестве. М., 1967. С. 15).
    7. Прокомментируйте суждение Г. Гачева: «…образная форма сознания
древнее логической… Вот почему древнейшая история сознания есть история
образного мышления». «Учитывая, что художественный образ есть комплекс:
мысль – предмет – действие – мы можем рассматривать становление этих
моментов по отдельности». «Художественная деятельность есть непрерывное
оборачивание вещей друг к другу неожиданными сторонами». «Категория
прекрасного лежит в самой сущности человеческого труда, в природе которого
заключено эстетическое начало». «Рубеж XVIII – XIX века – возникновение
категорий художественного образа, художественной идеи, поэтического замысла.
Они рождаются только тогда, когда искусство становится познанием,
отражением по преимуществу… Проблема художественного образа приходит на
смену проблем создания художественного предмета, произведения, особой
структуры». (Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М., 1972).
    «В сравнении с классической русской литературой XIX-го века, которая
отличалась ярко выраженной духовностью образа, его музыкальностью (если
речь идет о поэзии), его филолсофской разомкнутостью в бесконечность (если
речь идет о прозе, романе), литературный образ XVIII-го века ослепляет своей
предметностью, вещностью, пластичностью, живостью».
    Попытайтесь следующее суждение рассмотреть применительно к конкретным
произведениям и образам:
    «В XIX веке… нужен был симфинизм мышления». «Вся композиция «Героя
нашего времени»… есть словно отвердевший процесс перехода от старого,
пластического типа повествования к повествованию, строящемуся как диалектика
души». «…в 50-е годы художественный образ обретает форму русского романа».
«Ситуация русской жизни (60-х годов и далее – М. Л.) потребовала от
литературного образа одного предмета одновременного с разных точек зрения… От
русского писателя потребовалась способность перевоплощаться не только в другие
жизни и характеры, но и в другие сознания, мировоззрения». (Цит. по кн. Гачев Г.
Образ в русской художественной культуре. М., 1981).
    Сопоставьте последнее суждение с пониманием М. Бахтиным полифонизма
Ф. М. Достоевского. Чем дополняет Г. Гачев мысли М. Бахтина? («Проблемы
поэтики Ф. М. Достоевского»).
    8. Поясните свое понимание объективации, «отделения» образа от автора
(процессе, особенно важном в реалистическом искусстве) на основе замечаний
писателей о творческом процессе.

                                      15