История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

17
Глава 2
Художественное произведение как целостность.
Целостный анализ текста
Восприятие и осмысление произведения искусства как целостности в наше
время стало особенно значимым. Отношение современного человека к миру как
целостности имеет ценностный, жизненный смысл. Для людей в наш XXI век
важно осознавать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
действительности потому, что люди остро почувствовали свою
собственную
зависимость от целостности мира. Оказалось, что от людей требуется много
усилий, чтобы сохранить единство как источник и условие существования
человечества.
Искусство с самого своего начала было направлено на эмоциональное
ощущение и воспроизведение целостности жизни. Поэтому «… именно в
произведении отчетливо реализуется всеобщий принцип искусства: воссоздание
целостности мира человеческой жизнедеятельности как
бесконечного и
незавершенного «социального организма» в конечном и завершенном
эстетическом единстве художественного целого» (Б. О. Корман. О целостности
художественного произведения. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка.
1977, 6).
Литература в своем развитии, временном движении, т. е. литературном
процессе, отразила поступательный ход художественного сознания,
стремящегося отразить овладение людьми целостностью жизни и
сопутствующее
этому движению разрушение целостности мира и человека.
Литературе принадлежит особое место в сохранении образа
действительности. Этот образ дает возможность сменяющим друг друга
поколениям представить непрерывную историю человечества. Искусство слова
оказывается «стойким» во времени, наиболее прочно осуществляющим связь
времен в силу особой специфики материаласловаи произведения слова.
Если смысл всемирной
истории – «развитие понятия свобода» (Гегель), то
именно литературный процесс (как своеобразная целостность движущегося
художественного сознания) отразила человеческое содержание понятия свобода в
его непрерывном историческом развитии.
Поэтому так важно, чтобы воспринимающие явления искусства осознавали
смысл целостности, соотносили его с конкретными произведениями, чтобы и в
восприятии искусства, и в его осмыслении формировалось «
чувство
целостности» как один из высших критериев художественности.
Теория искусства, литературы помогает в этом сложном процессе. Понятие о
целостности художественного произведения, можно сказать, развивается во всей
истории эстетической мысли. Особенно активным, действенным, т. е. направленным
к воспринимающим и создающим искусство, оно стало в исторической критике.
Эстетическая мысль, литературная наука в XIX столетиии
и первой половине
XX века прошли сложный, чрезвычайно противоречивый путь развития (школы
XIX века, направления в искусстве, опять школы и течения в искусстве и
литературоведении XX века). Разные подходы к содержанию, к форме
                                  Глава 2
                Художественное произведение как целостность.
                         Целостный анализ текста

    Восприятие и осмысление произведения искусства как целостности в наше
время стало особенно значимым. Отношение современного человека к миру как
целостности имеет ценностный, жизненный смысл. Для людей в наш XXI век
важно     осознавать    взаимосвязь    и    взаимообусловленность      явлений
действительности потому, что люди остро почувствовали свою собственную
зависимость от целостности мира. Оказалось, что от людей требуется много
усилий, чтобы сохранить единство как источник и условие существования
человечества.
    Искусство с самого своего начала было направлено на эмоциональное
ощущение и воспроизведение целостности жизни. Поэтому «… именно в
произведении отчетливо реализуется всеобщий принцип искусства: воссоздание
целостности мира человеческой жизнедеятельности как бесконечного и
незавершенного «социального организма» в конечном и завершенном
эстетическом единстве художественного целого» (Б. О. Корман. О целостности
художественного произведения. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка.
1977, № 6).
    Литература в своем развитии, временном движении, т. е. литературном
процессе, отразила поступательный ход художественного сознания,
стремящегося отразить овладение людьми целостностью жизни и сопутствующее
этому движению разрушение целостности мира и человека.
    Литературе    принадлежит     особое    место    в   сохранении      образа
действительности. Этот образ дает возможность сменяющим друг друга
поколениям представить непрерывную историю человечества. Искусство слова
оказывается «стойким» во времени, наиболее прочно осуществляющим связь
времен в силу особой специфики материала – слова – и произведения слова.
    Если смысл всемирной истории – «развитие понятия свобода» (Гегель), то
именно литературный процесс (как своеобразная целостность движущегося
художественного сознания) отразила человеческое содержание понятия свобода в
его непрерывном историческом развитии.
    Поэтому так важно, чтобы воспринимающие явления искусства осознавали
смысл целостности, соотносили его с конкретными произведениями, чтобы и в
восприятии искусства, и в его осмыслении формировалось «чувство
целостности» как один из высших критериев художественности.
    Теория искусства, литературы помогает в этом сложном процессе. Понятие о
целостности художественного произведения, можно сказать, развивается во всей
истории эстетической мысли. Особенно активным, действенным, т. е. направленным
к воспринимающим и создающим искусство, оно стало в исторической критике.
    Эстетическая мысль, литературная наука в XIX столетиии и первой половине
XX века прошли сложный, чрезвычайно противоречивый путь развития (школы
XIX века, направления в искусстве, опять школы и течения в искусстве и
литературоведении XX века). Разные подходы к содержанию, к форме
                                      17