ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
19
период, строфа и т. д.) текста, в котором отдельное слово получает точный смысл
и выражение, отвечающее именно данному тексту в целом. Контекст придает
речи законченную смысловую окраску, определяет художественное единство
текста. Поэтому оценить фразу или слово можно только в контексте. В более
широком смысле контекстом можно считать произведение в целом».
Помимо этих значений контекста используется и самый его широкий смысл –
особенность и признаки, свойства, черты, содержание явления. Так, мы говорим:
контекст творчества, контекст времени.
Для анализа, осознания текста используется понятие компонент (латинское –
составляющий) – составная часть, элемент, единица композиции, отрезок
произведения, в котором сохраняется один способ изображения (например,
диалог, описание и т
. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, героя) на
то, что изображается.
Взаиморасположение, взаимодействие этих единиц текста образует
композиционное единство, целостность произведения в его составляющих.
В теоретическом освоении произведения, в литературном анализе часто и
закономерно используется понятие «система». Произведение рассматривают как
системное единство. Систему в эстетике и литературной науке понимают
как
внутренне организованную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных
компонентов, т. е. некое множество в их связях и отношениях.
Наряду с понятием системы часто употребляется понятие структуры, которое
определяется как взаимоотношения между элементами системы или как
устойчивое повторяющееся единство отношений, взаимосвязей элементов.
Художественное произведение литературы – сложное структурное
образование. Число элементов структуры в сегодняшней
науке не определено.
Бесспорными считаются четыре основных структурных элемента: идейное (или
идейно-тематическое) содержание, образная система, композиция, язык [см.
«Интерпретация художественного текста», с. 27-34]. Часто к этим элементам
относят род, вид (жанр) произведения и художественный метод.
Произведение есть единство формы и содержания (по Гегелю: содержание
формально, форма содержательна).
Выражением полной завершенности
, цельности оформленного содержания
выступает композиция произведения (от латинского – составление, соединение,
связь, расположение). Согласно исследованиям, например, Е. В. Волковой
(«Произведение искусства – предмет эстетического анализа», МГУ, 1976»),
понятие композиции пришло в литературную науку из теории изобразительных
искусств и архитектуры. Композиция – общеэстетическая категория, поскольку в
ней отражены существенные особенности строения художественного
произведения во всех
видах искусства.
Композиция – не только упорядоченность формы, но, прежде всего –
упорядоченность содержания. Композицию в разное время определяли по-
разному.
В словаре Брокгауз и Ефрон композицией называлась категория, относящаяся
к музыке и начертательным искусствам. В словаре Гранат говорилось, что
композиция обозначает творческий процесс в музыке; композиция – составление
период, строфа и т. д.) текста, в котором отдельное слово получает точный смысл и выражение, отвечающее именно данному тексту в целом. Контекст придает речи законченную смысловую окраску, определяет художественное единство текста. Поэтому оценить фразу или слово можно только в контексте. В более широком смысле контекстом можно считать произведение в целом». Помимо этих значений контекста используется и самый его широкий смысл – особенность и признаки, свойства, черты, содержание явления. Так, мы говорим: контекст творчества, контекст времени. Для анализа, осознания текста используется понятие компонент (латинское – составляющий) – составная часть, элемент, единица композиции, отрезок произведения, в котором сохраняется один способ изображения (например, диалог, описание и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, героя) на то, что изображается. Взаиморасположение, взаимодействие этих единиц текста образует композиционное единство, целостность произведения в его составляющих. В теоретическом освоении произведения, в литературном анализе часто и закономерно используется понятие «система». Произведение рассматривают как системное единство. Систему в эстетике и литературной науке понимают как внутренне организованную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, т. е. некое множество в их связях и отношениях. Наряду с понятием системы часто употребляется понятие структуры, которое определяется как взаимоотношения между элементами системы или как устойчивое повторяющееся единство отношений, взаимосвязей элементов. Художественное произведение литературы – сложное структурное образование. Число элементов структуры в сегодняшней науке не определено. Бесспорными считаются четыре основных структурных элемента: идейное (или идейно-тематическое) содержание, образная система, композиция, язык [см. «Интерпретация художественного текста», с. 27-34]. Часто к этим элементам относят род, вид (жанр) произведения и художественный метод. Произведение есть единство формы и содержания (по Гегелю: содержание формально, форма содержательна). Выражением полной завершенности, цельности оформленного содержания выступает композиция произведения (от латинского – составление, соединение, связь, расположение). Согласно исследованиям, например, Е. В. Волковой («Произведение искусства – предмет эстетического анализа», МГУ, 1976»), понятие композиции пришло в литературную науку из теории изобразительных искусств и архитектуры. Композиция – общеэстетическая категория, поскольку в ней отражены существенные особенности строения художественного произведения во всех видах искусства. Композиция – не только упорядоченность формы, но, прежде всего – упорядоченность содержания. Композицию в разное время определяли по- разному. В словаре Брокгауз и Ефрон композицией называлась категория, относящаяся к музыке и начертательным искусствам. В словаре Гранат говорилось, что композиция обозначает творческий процесс в музыке; композиция – составление 19
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »