ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
может выявляться на всех уровнях: интанационно-синтаксическом, сюжетно-
образном, композиционном и т. д.
В современной науке есть утверждение, что ритм – явление и понятие более
широкое и древнее, чем поэзия и музыка.
Основываясь на понимании целостности произведения как созидаемой
автором конструкции, выражающей мысль художника о человеческой
действительности, М. М. Гришман выделяет
три ступени системы отношений
процессов художественного творчества:
1. Возникновение целостности как первоэлемента, исходной точки и
одновременно организующего принципа произведения, источника последующего
его развертывания.
2. Становление целостности в системе соотношений и взаимодействующих
друг с другом составных элементов произведения.
3. Завершение целостности в законченном и цельном единстве произведения
(См.: М. М. Гиршман.
Целостность литературного произведения. // Проблемы
художественной формы социалистического реализма, т. 2, М., 1997).
Становление и развертывание произведения – это «саморазвитие созидаемого
художественного мира» (М. Гиршман).
Очень важно отметить, что целостность произведения хотя и конструируется,
как кажется, из элементов, известных из практики искусства, т. е. будто бы
«готовых» деталей, но эти элементы в данном произведении
настолько
обновляются в своем содержании и функциях, что всякий раз являются новыми,
неповторимыми моментами неповторимого художественного мира. Контекст
произведения, движущаяся художественная идея наполняет средства, приемы
содержательностью только данной органической целостности.
Воспринимая, осознавая конкретное художественное произведение, важно
почувствовать его как созидательную систему, « в каждом моменте которой
обнаруживается присутствие творца, созидающего мир субъекта
» (М. Гиршман).
Это позволяет произвести целостный анализ произведения. Следует обратить
особое внимание на «предостережение» М. Гиршмана: целостный анализ – не
способ изучения (по ходу ли развертывания деятельности или «вслед за
автором», по ходу ли читательского восприятия и т. п.). Речь идет о
методологическом принципе анализа, который предполагает, что каждый
выделенный элемент
литературного произведения рассматривается, как
определенный момент становления и развертывания художественного целого, как
выражение внутреннего единства, общей идеи и организующих принципов
произведения. Целостный анализ – единство анализа и синтеза. Он преодолевает
механическое выделение и подведение элементов под общий смысл,
обособленное рассмотрение различных элементов целого (М. Гиршман. Еще о
целостности литературного произведения. / Известия АН
СССР. Сер. литературы
и языка. Т. 38. 1979, № 5).
Принципы целостного анализа отличаются от механического аналитического
подхода к произведению. Понимание целостности заставляет изучающих,
интерпретирующих литературу осторожнее, тоньше подходить к произведениям,
чувствовать глубже и более «осязаемо» «ткань» произведения, «словесную вязь»,
может выявляться на всех уровнях: интанационно-синтаксическом, сюжетно- образном, композиционном и т. д. В современной науке есть утверждение, что ритм – явление и понятие более широкое и древнее, чем поэзия и музыка. Основываясь на понимании целостности произведения как созидаемой автором конструкции, выражающей мысль художника о человеческой действительности, М. М. Гришман выделяет три ступени системы отношений процессов художественного творчества: 1. Возникновение целостности как первоэлемента, исходной точки и одновременно организующего принципа произведения, источника последующего его развертывания. 2. Становление целостности в системе соотношений и взаимодействующих друг с другом составных элементов произведения. 3. Завершение целостности в законченном и цельном единстве произведения (См.: М. М. Гиршман. Целостность литературного произведения. // Проблемы художественной формы социалистического реализма, т. 2, М., 1997). Становление и развертывание произведения – это «саморазвитие созидаемого художественного мира» (М. Гиршман). Очень важно отметить, что целостность произведения хотя и конструируется, как кажется, из элементов, известных из практики искусства, т. е. будто бы «готовых» деталей, но эти элементы в данном произведении настолько обновляются в своем содержании и функциях, что всякий раз являются новыми, неповторимыми моментами неповторимого художественного мира. Контекст произведения, движущаяся художественная идея наполняет средства, приемы содержательностью только данной органической целостности. Воспринимая, осознавая конкретное художественное произведение, важно почувствовать его как созидательную систему, « в каждом моменте которой обнаруживается присутствие творца, созидающего мир субъекта» (М. Гиршман). Это позволяет произвести целостный анализ произведения. Следует обратить особое внимание на «предостережение» М. Гиршмана: целостный анализ – не способ изучения (по ходу ли развертывания деятельности или «вслед за автором», по ходу ли читательского восприятия и т. п.). Речь идет о методологическом принципе анализа, который предполагает, что каждый выделенный элемент литературного произведения рассматривается, как определенный момент становления и развертывания художественного целого, как выражение внутреннего единства, общей идеи и организующих принципов произведения. Целостный анализ – единство анализа и синтеза. Он преодолевает механическое выделение и подведение элементов под общий смысл, обособленное рассмотрение различных элементов целого (М. Гиршман. Еще о целостности литературного произведения. / Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 38. 1979, № 5). Принципы целостного анализа отличаются от механического аналитического подхода к произведению. Понимание целостности заставляет изучающих, интерпретирующих литературу осторожнее, тоньше подходить к произведениям, чувствовать глубже и более «осязаемо» «ткань» произведения, «словесную вязь», 21
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »