История мировой литературы. Лучанова М.Ф. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
может быть, Джоконда есть ответ на Леонардо? Да, но не исчерпывающий. За
пределами творения (явленного!) еще целая безднатворец: весь творческий
хаос, все небо, все недра, все завтра, все звезды, – все обрываемое здесь земною
смертью Произведение искусства отвечает, живая судьба спрашивает
Произведение искусства, как совершенное, приказует, живая судьба, как
несовершенное,
просит». В этой записи напряженно, открыто, нервно передано
поэтом ощущение художественной субъективности как безмерной, бесконечной
действительности, из которой «выходит» произведение как некая высшая мера
творца, побуждающая (приказывающая) соизмерить с истиной
«сотворенной»(познанной художником) «неизвестность» реальной жизни. А
субъективность творца после создания произведения остается бесконечностью,
способной открыться людям новой неожиданностью, новым
творением, образом.
Очевидно, полнее всего субъективность творца может объективироваться в
музыке, поскольку ее «материал» самый «податливый», естественно
преодолеваемый, наиболее непосредственно переводящий чувственное состояние
художника в звуковой строй произведения, в музыкальный образ.
В материале литературы самая трудоемкая «сопротивляемость», поскольку
слово в движении языка теряет свою «первозданность», образную
выразительность, закрепляясь в понятийном содержании
. Поэтому расширяется
значение слова «образ» в литературе. В. Я. Брюсов размышлял (Цит. по кн.: Сила
русского глагола. Сер.: Писатели о творчестве. М., 1973): «Поэт, по свойству
своего искусства, должен заставить читателя воспринимать свои слова не как
понятия, а как что-то непосредственно действующее на чувство. Поэт должен
вернуть слову его первоначальное
эмоциональное значениеВозникает вопрос:
не суждено ли всем вообще образам ветшать, как обветшал «дым столетий», и не
правы ли наши имажинисты и другие «крайние левые» в поэзии, ища все новых и
новых сочетаний слов, – пусть самых странных, – чтобы хоть как-нибудь
принудить читателей почувствовать слово Но почему тогда мы утверждаем,
что
стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасоваживы и прекрасны
поныне
Первое, на что должно обратить внимание: образ сам по себе не может быть
ни хорош, ни плох или по крайней мере, что не это важно в поэзии
Обособленно взятый образ этоигрушка или техническое средство, не более
Значение образа в поэтическом
произведении определяется его
соответствием, во-первых, общему замыслу стихотворения, во-вторых, его
общему стилюПоскольку образ содействует выявлению общей мыслион
хорош Чем своеобразнее образ, тем он будет нестерпимее, если стоит не на
месте Сила и неумирание, очарование стихов Пушкина и стихов всех вообще
великих поэтов (особенно античных) в том и
состоит, что в их произведениях
достигнута полная гармония между его общим замыслом, стилем и отдельными
образами (добавим ещеи звуковым построением стихотворения). Образы
Пушкина могут казаться бледными, но невозможно было бы найти другие,
которые вернее достигли бы цели, поставленной себе поэтом. Достаточно
напомнить хотя бы хрестоматийное стихотворение: «Буря мглою небо
кроет,
вихри снежные крутя: то как зверь она завоет, то заплачет как дитя…». Никакое
может быть, Джоконда есть ответ на Леонардо? Да, но не исчерпывающий. За
пределами творения (явленного!) еще целая бездна – творец: весь творческий
хаос, все небо, все недра, все завтра, все звезды, – все обрываемое здесь земною
смертью… Произведение искусства отвечает, живая судьба спрашивает…
Произведение искусства, как совершенное, приказует, живая судьба, как
несовершенное, просит». В этой записи напряженно, открыто, нервно передано
поэтом ощущение художественной субъективности как безмерной, бесконечной
действительности, из которой «выходит» произведение как некая высшая мера
творца,     побуждающая        (приказывающая)        соизмерить    с    истиной
«сотворенной»(познанной художником) «неизвестность» реальной жизни. А
субъективность творца после создания произведения остается бесконечностью,
способной открыться людям новой неожиданностью, новым творением, образом.
    Очевидно, полнее всего субъективность творца может объективироваться в
музыке, поскольку ее «материал» самый «податливый», естественно
преодолеваемый, наиболее непосредственно переводящий чувственное состояние
художника в звуковой строй произведения, в музыкальный образ.
    В материале литературы самая трудоемкая «сопротивляемость», поскольку
слово в движении языка теряет свою «первозданность», образную
выразительность, закрепляясь в понятийном содержании. Поэтому расширяется
значение слова «образ» в литературе. В. Я. Брюсов размышлял (Цит. по кн.: Сила
русского глагола. Сер.: Писатели о творчестве. М., 1973): «Поэт, по свойству
своего искусства, должен заставить читателя воспринимать свои слова не как
понятия, а как что-то непосредственно действующее на чувство. Поэт должен
вернуть слову его первоначальное эмоциональное значение… Возникает вопрос:
не суждено ли всем вообще образам ветшать, как обветшал «дым столетий», и не
правы ли наши имажинисты и другие «крайние левые» в поэзии, ища все новых и
новых сочетаний слов, – пусть самых странных, – чтобы хоть как-нибудь
принудить читателей почувствовать слово… Но почему тогда мы утверждаем,
что стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова – живы и прекрасны
поныне…
    Первое, на что должно обратить внимание: образ сам по себе не может быть
ни хорош, ни плох или по крайней мере, что не это важно в поэзии…
Обособленно взятый образ это – игрушка или техническое средство, не более…
    Значение образа в поэтическом произведении определяется его
соответствием, во-первых, общему замыслу стихотворения, во-вторых, его
общему стилю… Поскольку образ содействует выявлению общей мысли – он
хорош… Чем своеобразнее образ, тем он будет нестерпимее, если стоит не на
месте… Сила и неумирание, очарование стихов Пушкина и стихов всех вообще
великих поэтов (особенно античных) в том и состоит, что в их произведениях
достигнута полная гармония между его общим замыслом, стилем и отдельными
образами (добавим еще – и звуковым построением стихотворения). Образы
Пушкина могут казаться бледными, но невозможно было бы найти другие,
которые вернее достигли бы цели, поставленной себе поэтом. Достаточно
напомнить хотя бы хрестоматийное стихотворение: «Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя: то как зверь она завоет, то заплачет как дитя…». Никакое
                                       9